Крылатая ракета

Первый полет Крылатая ракета совершила в СССР 23 мая 1934 года

В СССР Сергей Королев возглавлял Группу изучения реактивного движения (ГИРД). И в 1932 году внутри Группы была выделена специальная бригада по конструированию крылатых ракет, оснащенных жидкостными реактивными двигателями (ЖРД). Выбор крылатых ракет в качестве перспективного направления ракетостроения не случаен — еще такие патриархи-теоретики космонавтики, как Циолковский и Цандер, считали, что ракеты, предназначенные для полетов в космос, нужно оснащать крыльями. Это позволит им разгоняться в атмосфере по наклонной траектории, используя подъемную силу и не тратя, таким образом, лишнего горючего.

В ГИРД СССР уже тогда считали, что именно реактивные двигатели станут будущим самолетостроения. Винтовые летательные аппараты подошли к порогу своих возможностей: мировые рекорды скорости, поставленные в именитых гонках самолетов на приз французской машиностроительной фирмы Шнейдер-Крезо, не превышали 700 километров в час. Установка на самолетах более мощных поршневых моторов не позволяла увеличить скорость, поскольку вместе с мощностью пропорционально увеличивался и вес летательного аппарата. Опыты с реактивными двигателями показывали, что здесь такого жесткого предела пока нет.

Бригада приступила к постройке ракетопланов — самолетов с ЖРД. Разработкой первого из них — Ракетоплан 1 имени XIV годовщины Октября (РП-1) непосредственно руководил Сергей Королев. Ракетоплан 1 был оснащен спирто-кислородным двигателем. Работы велись под высоким покровительством заместителя председателя Реввоенсовета СССР. председателем в то время был Михаил Тухачевский. Он живо интересовавшимся новейшими разработками, которые можно было бы применить в военных целях. Благодаря Тухачевскому, ГИРД получил в свое распоряжение полигон в Нахабино, где проводились испытания двигателя.

Испытания были непростыми: двигатель никак не хотел стабильно работать. После того, как конструкторам пришлось заменить бензин этиловым спиртом, чтобы снизить нагрев двигателя, было проведено еще три испытания двигателя, но горелка чихала, кашляла и едва могла проработать дольше половины минуты. В результате опробовать в настоящем полете ракетоплан так и не удалось.

В 1934 году Сергей Королев опубликовал книгу «Ракетный полет в стратосфере», где так отзывается о перспективах космических ракет: «Неуклюжий тяжелый взлет перегруженного аппарата, полет в течение коротких минут на практически ничтожной высоте и затем посадка туда, куда придется, так как мотор остановлен из-за израсходования всего горючего… Отсюда можно сделать два вывода. Первый — это необходимость и целесообразность применения ракет, сразу развивающих достаточные скорости и испытывающих поэтому весьма значительные ускорения. Это — задача сегодняшнего дня. Второй — полет человека в таких аппаратах в настоящее время еще невозможен. Повторяем еще раз, что в данном случае имеется в виду не подъем, а полет по некоторому заданному маршруту с работающим мотором».

При этом легендарный конструктор Сергей Королев все-таки видел смысл в постройке ракет – по его мнению, их главным назначением могло стать военное: «Понятно, что ракета, благодаря своим исключительным качествам, т. е. скорости и большому потолку (а значит и большой дальности полета), является очень серьезным оружием. И именно это надо особенно учесть всем интересующимся данной областью, а не беспочвенные пока фантазии о лунных перелетах и рекордах скорости несуществующих ракетных самолетов». Здесь Сергей Королев, по сути, на десятилетия вперед предсказал пути развития вооружений – баллистических и крылатых ракет..

В 1933 году был образован Реактивный институт. Реактивный институт дал возможность советским конструкторам признание и возможности, которые ранее они не имели, а также вдохновило Сергея Королева. И пусть РП-1 так и не полетел, зато этот аппарат послужил прототипом первой крылатой ракеты 06/I, которая геометрически представляла собой его уменьшенную копию. Двигатель, который был установлен на экспериментальной ракете, был кислородным. Он обеспечивал невысокую тягу — максимум 50 кг. Но сама ракета весила и того меньше — 30 кг.

Ракета взлетала «по-самолетному» — с горизонтальных направляющих. По замыслу Сергея Королева, ракета должны была подниматься по наклонной траектории — примерно под углом 60 градусов к горизонту, а после того, как двигатель выключится, переходить на планирующий полет. Переключение режимов достигалось с помощью полумеханического управляющего устройства, которое по истечении заданного отрезка времени отклоняло рули высоты.

23 мая 1934 года первая крылатая ракета 06/1 поднялась в воздух и совершила удачный полет. Правда, особенной устойчивостью в воздухе она не отличалась — модель 06/1 сумела выполнять фигуры высшего пилотажа, но не по расчетной траектории.

Успех экспериментов изменил отношение Сергея Королева к вопросу о том, когда же человечество выйдет в космос — в докладе «Крылатые ракеты и применение их для полета человека», который он прочитал 2 марта 1935 года на I Всесоюзной конференции по применению ракетных аппаратов для исследования стратосферы, инженер приводит расчеты: «Если обратиться к рассмотрению вопроса о количестве людей, которые должны непосредственно участвовать в таком экспериментальном полете, то хотя и было бы желательно иметь двух и даже трех человек, но так как каждый лишний килограмм нагрузки имеет, как мы увидим дальше, исключительное значение, следует для начала остановиться на одном человеке. Таким образом полезная нагрузка крылатой ракеты будет в первом приближении состоять из 80 кг — вес одного человека, 30 кг — вес его снаряжения, итого 110 кг».

В действительности до полета человека в космос оставалось более четверти века. Все эксперименты, которые группа Сергея Королева вела в середине 1930-х годов в СССР, не прошли даром: они применялись в разработке реактивных ускорителей, позволявших увеличить скорость знаменитых «пешек» — самых массовых пикирующих бомбардировщиков времен войны Пе 2 — почти на сотню километров в час.

Сергей Павлович Королев (30 декабря 1906 — 14 января 1966) — советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР (1950-1966). Академик АН СССР (1958). Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Сергей Королев является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, основателем практической космонавтики. Сергей Королев руководил организацией и осуществлением запуска первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: