Гусеничный трактор ДТ 75 выпускается в СССР с августа 1963 года
Трактор ДТ 75 — советский гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Трактор приобрел в СССР хорошую репутацию благодаря удачному сочетанию высоких эксплуатационных свойств (простоте, экономичности, ремонтопригодности) и невысокой стоимости. Выпускал трактор Волгоградский тракторный завод
За время выпуска трактор ДТ 75 несколько раз проходил модернизацию. По состоянию на 2009 год изготовлено более 2 741 000 единиц тракторов. Первоначально на тракторе устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель СМД-14 жидкостного охлаждения мощностью 75 л. с. Узлы и механизмы трактора смонтированы на сварной раме, которая состоит из двух продольных сварных лонжеронов замкнутого прямоугольного сечения, соединенных между собой поперечными связями.
Муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая. Коробка передач и задний мост смонтированы в одном корпусе. Задний мост имеет два одноступенчатых планетарных механизма поворота с ленточными тормозами, обеспечивающими надежное торможение трактора как при переднем, так и при заднем ходе. Планетарный механизм позволяет снизить усилия на рычагах управления поворотом трактора. Ходовая часть состоит из ведущих и направляющих колес, поддерживающих роликов с резиновыми бандажами, четырёх балансирных кареток подвески и двух гусеничных цепей.
Первоначально трактор ТД был оборудован округлой цельнометаллической двухместной кабиной. Сиденье регулируемое по массе и росту водителя. Трактор ДТ 75М имел кабину с более глубокой по высоте выштамповкой потолка кабины (увеличена высота над головой водителя) и рычаги управления, загнутые к трактористу. Трактор ДТ 75Б (болотоходный) с кабиной, аналогичной кабине ДТ 75М, имел увеличенную опорную поверхность гусеничных цепей за счет увеличения ширины звеньев гусениц и возможности опускания направляющих колес. Благодаря этому давление на грунт составляло 0,031 МПа при поднятых направляющих колесах, 0,023 МПа при опущенных направляющих колесах против 0,047 МПа у ДТ-75М. На тракторе ДТ-75Б устанавливался двигатель СМД-14НГ мощностью 80 л. с. при 1800 об/мин. На тракторе ДТ-75К (крутосклонный) устанавливалась кабина оригинальной конструкции, позволяющая разместить органы дублированного управления. Трактор предназначался для выполнения работ на склонах крутизной до 20 градусов. Имел два механизма навески: передний и задний, реверс-редуктор, благодаря чему мог осуществлять работу челночным способом, то есть без разворотов в конце гона. Оснащался двигателем СМД 14НГ.
С 1978 года в СССР трактор комплектуется новой подрессоренной кабиной и оперением. Для улучшения обзора кабина нового образца смещена вправо от оси трактора, а топливный бак увеличенной вместимости размещен с левой стороны кабины. Однако многие механизаторы были недовольны новой панорамной кабиной. Хотя кабина нового образца более комфортабельна по сравнению со старой, трактор с новой кабиной не может обрабатывать почву под кронами деревьев (мешает высота кабины). В итоге Волгоградский тракторный завод стал получать письма от потребителей с просьбой вернуть кабину автомобильного типа.
Для создания нормальных температурных условий в кабине предусмотрена вентиляционная установка, которая подает воздух, очищенный от пыли, увлажненный и охлажденный. Она автоматически включается при закрытых окнах и дверях кабины. Для обеспечения оптимальной температуры воздуха на рабочем месте водителя в зимний период в кабине трактора установлен отопитель калориферного типа. Конструкция кабины позволяет работать на тракторе в любых погодных условиях. В обиходе трактор ДТ 75 с топливным баком, расположенным сбоку от кабины, часто называют «почтальоном».
Трактор ДТ 75 в СССР стал одним из «героев» кинофильма Русское поле 1971 года, где на нем работает главная героиня фильма Федосья Леонтьевна Угрюмова в исполнении актрисы Нонны Мордюковой. ДТ-75 присутствует в фильме Песни над тихой сосной, 1981 года, фильме И вся любовь, 1989 года, и в музыкальном фильме Песни под облаками, 1976 года.