А ты точно либерал?

Егор Красный Декор: Бородатая политология — о заблуждениях и об ошибочных представлениях о либерализме

Значение слова либерализм в Большой советской энциклопедии

Либерализм — буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм — система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путем обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей). По мере развития капиталистических отношений реальное содержание либерализма претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-исторических форм

Либерализм зародился в условиях борьбы молодой прогрессивной буржуазии и обуржуазившегося дворянства против господствовавшего феодализма, произвола абсолютизма и духовного гнета католической церкви; в тот период либерализм являлся носителем идеалов (вера в прогресс, в торжество разума, мира, свободы, равенства), общих для всего антифеодального лагеря. Духовными отцами либерализма были представители умеренного крыла идеологов Просвещения Джон Локк, Шарль Монтескье, Вольтер и физиократы; формула последних laissez faire, laissez passer — «не мешайте действовать» стала одним из популярнейших лозунгов либерализма)

В годы Великой французской революции либеральная крупная буржуазия и игравшая первоначально ведущую роль, быстро исчерпала свою революционность и превратилась в антидемократическую, а затем и контрреволюционную силу. В начале XIX века либерализм в Западной Европе выделяется в особое общественно-политическое течение. Во 2-м десятилетии XIX века получает распространение и термин либерализм, первоначально крайне расплывчатый

Во Франции в период Реставрации впервые придали либерализму характер более или менее оформленной политической и историко-философской доктрины. Из идейного наследия Просвещения они выбрали лишь те положения, которые отвечали повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса: глубокая вера в человеческий разум сменилась преклонением перед ограниченным буржуазным «здравым смыслом», идея народного суверенитета уступила место требованию «свободы личности»

Признав историческую правомерность буржуазных революций, французские либералы отказывались признать правомерность революционного движения пролетариата. Отвергая народовластие, виднейшие представители либерализма выступали в качестве сторонников конституционной монархии. В обстановке обострившегося в 30-х годов XIX века (после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Великобритании) антагонизма между буржуазией и рабочим классом буржуазно-либеральной реформы, в ходе осуществления которых либеральная буржуазия использовала в своих интересах результаты борьбы трудящихся масс, заключая компромиссы с монархическо-клерикальной реакцией, приобретали все более антипролетарский характер; лозунги либерализма все более становились средством маскировки капиталистической эксплуатации

Участие либеральной буржуазии в подавлении чартистского движения, общедемократических и пролетарских выступлений в ходе Революций 1848-49 годов, поддержка либералами в союзе с монархическими силами объединения «сверху» Италии, а также Германии выявили антидемократическую направленность либерализма

В 1-й половине XIX века либерализм достиг наибольшего расцвета в классической стране промышленного капитализма — Великобритании, где его идеологи с самого начала разрабатывали главным образом экономические аспекты либерализма. В форме так называемого утилитаризма — учения, разработанного Иеремией Бентамом и группой «философских радикалов», преуспевающие средние классы получили, наряду с тщательно продуманной программой буржуазных реформ, рассчитанных на создание идеальных условий для свободного предпринимательства, этическое «обоснование» неограниченной погони за наживой под видом воспевания «свободы личности»

Либерализм подчинил своему идейному и политическому влиянию значительную часть мелкой буржуазии и объединенных в тред-юнионы квалифицированных рабочих. Упрочив буржуазный парламентаризм и свободную конкуренцию, либерализм исторически исчерпал себя как господствующее (или наиболее влиятельное) буржуазное общественно-политическое течение. Его мировоззрение вступило в явное противоречие с реальностями капиталистического общества, ибо при империализме «… некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность…» (Владимир Ленин)

В последней трети XIX — начале XX веков старый, «классический» либерализм периода промышленного капитализма пришел в упадок и началось приспособление либерализма к новым условиям

Либерализм стал прежде всего средством отвлечения масс от революционной борьбы с помощью сопровождавшихся демагогической фразеологией незначительных уступок трудящимся. Опытные лидеры либерализма (в Великобритании, Франции и ряде других стран) руководили подготовкой 1-й мировой войны, военными кабинетами, послевоенным переделом мира, антисоветской интервенцией, подавлением революционных движений, используя выработанные десятилетиями приемы социальной демагогии и лавирования

При этом некоторые концепции старого «ортодоксального» либерализма (например, принцип абсолютного невмешательства государства в отношения между трудом и капиталом) подверглись определенному пересмотру. Так выявилась закрепившаяся за либерализмом в условиях общего кризиса капитализма роль одного из своеобразных орудий господства империалистической буржуазии. Отдельные стороны практики либерализма в социальных вопросах, особенно в рабочем вопросе, восприняли правые социалисты. По мере роста политического влияния рабочего класса либерализм сходил с политической сцены, передавая свои функции социал-реформизму

Либерализм на Востоке возник во 2-й половине XIX — начале XX веков (Китай, Япония, Индия, Турция) и с самого начала ввиду связи местной буржуазии с помещичьим землевладением был глубоко антидемократичен, враждебен движению масс; требования либералов касались главным образом внешней модернизации государственного аппарата, создания современной армии, флота, средств связи. После 1-й мировой войны 1914-18 и особенно Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, открывшей новую эру в истории человечества, кризис либерализма резко обострился и углубился

Либерализм переживал мучительную переоценку ценностей (прежде всего, кризис веры в спасительность и непогрешимость буржуазного индивидуализма с точки зрения интересов самой буржуазии). На почве либерализма возникли различные концепции «третьего пути» развития общества, якобы обеспечивающего сочетание интересов личности и общества, «свободы» и «порядка» на базе частной собственности

Так, в период между 1-й и 2-й мировыми войнами получили распространение основанные на теории Джона Мейнарда Кейнса попытки сочетать «регулирование» экономики с социальным законодательством (пенсии, пособия безработным и другое); эти попытки, по словам буржуазных идеологов, служили будто бы предотвращению как фашизма, так и коммунизма

В буржуазной Чехословакии пропаганда либерально-националистических взглядов Томаша Масарика рассматривалась его сторонниками как средство торможения роста революционного самосознания рабочего класса. Хотя антикоммунизм либералов, как правило, приводил либо к капитуляции перед фашизмом, либо к политике его умиротворения, либеральной концепции периода между 1-й и 2-й мировыми войнами подчас рассматриваются монополистической буржуазией как «слишком левые», «прокоммунистические»

После 2-й мировой войны 1939-45 в ФРГ, Великобритании, Франции, США, Италии наряду с кейнсианством получил распространение неолиберализм. Неолибералы допускают вмешательство государства в экономику с целью обеспечения «свободной игры» экономических сил (в виде косвенного влияния на механизм цен, доходов и так далее). В то же время они выступают за ограничение такого вмешательства, утверждая, что при достаточном просторе для конкуренции складывается «социальное рыночное хозяйство», которое обеспечивает якобы всеобщее благоденствие

А ты точно либерал?

Егор Красный Декор: Бородатая политология — разберем ошибочные представления о либерализме, а так же поговорим о том, как выглядит экономика, государство и человек в рамках либеральной идеи, а также о том, как понимают право, свободу, равенство и справедливость либеральные мыслители

От редакции Мы из СССР — первый выпуск Егор Красный Декор из цикла Бородатая политология Политпросвет за 17 минут можно посмотреть и послушать перейдя по ссылке политпросвет

За торжественным словом закона,
Ложь — он создан дельцов защищать.
Не смогла в нем монет перезвона,
Победить справедливость опять.

Вновь темнеет — на улице вечер,
А с трибуны оратор кричит.
Он нам в страстной предвыборной речи,
Что всех лучше он здесь, говорит.

Либералконсерватор,
Цель у всех вас одна только — власть!
И не верю вам всем я ребята:
Вы стремитесь наверх лишь попасть!..

Владимир Ленин либералов, как известно, не жаловал. И дело не в его личных симпатиях и антипатиях, а в другом — в трезвом взгляде на российского либерала как типаж и на роль этого направления в политической и общественной жизни

Владимир Ленин : У нас в России одной из самых распространенных и живучих иллюзий является та, будто наше либеральное движение не есть буржуазное движение, будто предстоящая России революция не есть буржуазная революция. Русскому интеллигенту, — начиная от умереннейшего освобожденца и кончая самым крайним социалистом-революционером, — всегда кажется, что признать нашу революцию буржуазной значит обесцветить, принизить, опошлить ее. Русский сознательный пролетарий видит в таком признании единственно верную классовую характеристику действительного положения дел. Для пролетария борьба за политическую свободу и демократическую республику в буржуазном обществе есть лишь один из необходимых этапов в борьбе за социальную революцию, ниспровергающую буржуазные порядки. Строго различать этапы, различные по своей природе, трезво исследовать условия их прохождения — вовсе не значит откладывать в долгий ящик конечную цель, вовсе не значит замедлять заранее свой путь. Напротив, именно для ускорения пути, именно для возможно более быстрого и прочного осуществления конечной цели, необходимо понимать отношение классов

Владимир Ленин на пальцах разъясняет, что либеральная движуха против монарха Николая II — это вовсе не то, что нужно народу. Нужно ли сносить Николая II? Да! Нужно ли менять костное самодержавие на прекрасный капитализм, лишенный всякой узды? Нет, отвечает Владимир Ильич. А если даже и придется временно сменить монархию на капитализм, то не нужно засиживаться на данном этапе…

P.S. Рекомендуем ознакомиться с материалом Капитализм это что? перейдя по ссылке капитализм

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: