Абдулла Алиш

Абдулла Алиш — советский татарский писатель, поэт — родился 15 сентября 1908 года

Абдулла Алиш — Абдулла Бариевич Алишев. Абдулла Алишев родился в деревне Каюки Спасского уезда в семье крестьянина. Отец его для своего времени был достаточно образованным человеком, выписывал газеты и журналы, хорошо знал татарскую и восточную литературу, любил сочинять и рассказывать сказки. Мать Алиша, Газиза апа сочиняла баиты, стихи, была прекрасной сказительницей. Её многочисленные стихи посвящены сыну Абдулле.

У Абдуллы рано пробудился интерес к книгам и сказкам. В 9-летнего мальчика отдали в село Ямбухтино (15 км от Каюков), которое славилось большим медресе. Здесь Алиш усиленно стал интересоваться литературой: собирал сказки, народные изречения, песни, пословицы, поговорки, много читал, общался с учениками старших классов. После 1917 года медресе было закрыто. Алишу пришлось вернуться в родное село.

Старшая сестра Абдуллы Закиря апа после прохождения кратких педагогических курсов стала учителем- воспитателем в детском приюте в селе Бураково. После революции под приют был отдан роскошный особняк помещика. Алиш часто бывал у сестры в приюте. А в 1919-1921 годах он сам учился в русской школе в селе Бураково. Ежедневно ему приходилось проделывать путь в три километра. И в 1921 году он вынужден был прервать учебу.

Детство Абдуллы Алиша проходило в окружении живописной природы. Он очень любил природу и часто в сочинениях воспевал ее красоту. Абдулла рос трудолюбивым. В хозяйстве особенно привлекало его пчеловодство. После окончания школы семилетки Алиш поступает сначала в Спасский педтехникум, но 14 июня 1927 года подает заявление с просьбой об отчислении его из числа слушателей 1 курса. В то же году он поступает в Казанский землеустроительный техникум.

В эти годы он еще больше увлекается литературой: посещает литературный кружок при техникуме, является членом редколлегии газеты Красный землеустроитель и рукописного журнала Новые специалисты. С 1929 года его стихи, рассказы и заметки печатаются в молодежной газете Кызыл Яшьлэр, в журналах Авыл яшьлэр (позднее «Колхозная молодежь,) Атака, Яналиф.

В 1930 году Алиш проходит практику, работает мелиоратором в Мензелинске, только что ставшим районным центром. Вскоре между районной газетой Игенче (Хлебороб) и Алишем устанавливается тесная связь. Абдулла Алиш стал приносить в газету стихи, статьи, стал ее корреспондентом. В Мензелинске Абдулла Алиш был в гуще событий. Кроме своей основной работы он посещал драматические кружки, бывал в колхозах, выступал перед сельскими тружениками на разные темы, читал лекции.

Абдулла Алиш участвовал и в хлебозаготовках, проводил совещания селькоров, выпускал стенгазеты. И первую свою сказку Капкорсак патша (Царь толстобрюхий), повествующую о торжестве народа над угнетателями и царем, начал писать в Мензелинске.

В конце 1930 года Абдулла Алиш приезжает в Казань и по окончании техникума работает десятником по гидротехнике на строительстве Казанской электростанции (ТЭЦ 1). В 1932-33 годах работает техником на предприятиях коммунального строительства канализационной сети. Трудовой героизм народа он показал в своих книгах У светлого озера (повесть для взрослых) и в сборнике очерков Кабан побежден.

С 1933 года Абдулла Алиш окончательно переходит на путь профессиональной журналистики. Начиная с 1933 года до Великой Отечественной войны, он работает в различных редакциях, занимается литературной деятельностью. С 1935 года состоял членом Союза писателей. Он был ответственным секретарем журналов Техника, Пионерское перо (Пионер калэме) и редактором детских передач Казанского радиокомитета.

Абдулла Алиш принимал активное участие в пионерском движении Татарии. В 1933 году первым из писателей он организовал литературный кружок при Казанском центральном клубе пионеров. В 1936 году Татарский обком партии командировал Алиша в Харьков, где первым в стране был открыт Дворец пионеров. Алиш не только привез обстоятельный рассказ об этом дворце, но и принял активное участие в создании такого Дворца в Казани.

Абдулла Алиш как детский писатель и знаток души детей уделял огромное внимание воспитанию молодой смены писателей-журналистов. Он вел большую переписку с юнкорами, давал им добрые советы, оказывал помощь, внимание и чуткость. И неудивительно, что многие его юные друзья стали писателями, преподавателями, научными работниками, художниками.

Будучи детским писателем, Алиш всегда внимательно относился к детям, изучал их характеры; прежде чем начать свое новое произведение, он читал их своим друзьям – детям, советовался с ними.

В 1940 году выходит его книга Мамины сказки, которые вошли в золотой фонд татарской литературы. В 1941 году была издана пьеса Маленький узник, в которой Алиш показывает звериное лицо фашизма. Сила воздействия его произведений очень велика. Они помогают воспитывать в детях чувство трудолюбия и товарищества, учат их любить Родину, быть мужественными и смелыми, правдивыми и справедливыми, верности данному слову, уважению к старшим.

В начале Великой Отечественной войны, как и все советские патриоты, татарский писатель Абдулла Алиш уходит на фронт. В конце октября 1941 года от Алиша перестают приходить письма. Он пропал без вести. Только после Великой Отечественной войны, через несколько лет стало известно: сражаясь на фронте, в октябре 1941 года под Брянском, он попал в плен.

Сейчас накопилось много свидетельств, освещающих страницы героической жизни и борьбы Алиша. Он прошел через многие лагеря, видел голод, болезни, издевательства эсесовцев, смерть.

В его блокноте, переданном вместе с моабитскими тетрадями Муссы Джалиля после войны в Советский Союз, сохранилась хроника жизни Алиша. Там есть такие лаконичные строки: «Зиму 1941 года провели в Литве, в лагере Алитус. Там было 17 тысяч военнопленных, из них за зиму умерло 14-15 тысяч. Мне повезло, когда я работал с дровосеками, то запасся кое-чем. Мне помогло, что я не курю. В апреле-мае 1942 года нас отправили в Германию».

В каких только лагерях не побывал Алиш. Встретившийся с ним в одном из лагерей Газим Кадыров рассказал, что однажды за какую-то незначительную провинность фашисты жестоко избили Алиша и бросили его в сырой цементный полвал, к нему применили пытку светом – заставили всю ночь смотреть на наведенную прямо в глаза яркую электрическую лампочку.

Наконец Алиш очутился в Чехословакии, в рабочем лагере. Здесь он работал шлифовальщиком. А в августе снова вернули в концлагерь. Затем был отправлен в Польшу. Из Польши – в лагерь Вустрау под Берлином. Это было в начале 1943 года. Здесь Алиш встречается с Мусой Джалилем. Они знали друг друга ещё до войны.

В плену Мусса Джалиль был руководителем подпольной группы. Из числа военнопленных гитлеровцы насильственно создавали так называемые национальные легионы: туркестанский, азербайджанский, армянский. В Радоме был организован легион Идель Урал, куда входили военнопленные Поволжья. Так как значительную часть составляли татары и башкиры, его нередко называли «татарским легионом». Сорвать замысел фашистов, повернуть оружие против них, — такую задачу поставила перед собой подпольная группа Джалиля. По решению подпольного комитета Абдулла Алиш дал согласие работать переводчиком в газете Идель Урал. Это дало ему доступ в типографию и позволило со временем наладить регулярное печатание антифашистских листовок.

Очень скоро Мусса Джалиль, Абдулла Алиш и их товарищи развернули активную подпольную деятельность. Рискуя жизнью, Алиш выполнял ответственные задания подпольной организации в самом центре фашизма – Берлине. Он принимал самое активное участие в составлении и печатании антифашистских листовок. «Правой рукой Джалиля» называли его товарищи.

Не смогли фашисты превратить военнопленных татар в предателей. Первый же батальон легиона, отправленный на восточный фронт, восстал еще по дороге, перебил немецких командиров и в полном составе перешел на сторону белорусских партизан. В августе 1943 года гестапо удалось напасть на след подпольщиков. По доносу предателей работа подпольной организации была раскрыта. Джалиль, Алиш и большинство членов подпольной группы были арестованы за несколько дней до тщательно готовящегося восстания легионов.

Патриоты были брошены в Берлинскую тюрьму – Моабит. Начались пытки, бесконечные допросы, издевательства. Заключенных методично избивали, морили голодом, лишали воды. В начале 1944 года Алиш сумел передать на волю записку, в которой говорилось, что все они арестованы, как государственные преступники, ждут суда и не надеются на благополучный исход. Он пожелал всем своим коллегам по работе счастья и просил их, если кто вернется живым на Родину, поцеловать его мальчишек. 28 января 1944 года Алиш написал письмо родным. Это письмо вынес на волю и затем переслал в Казань сосед по камере, бельгийский патриот Эмиль Майзон.

Суд над джалильцами состоялся в марте 1944 года в Дрездене. После вынесения смертного приговора они ещё полгода сидели в фашистской тюрьме в Берлине – Шпандау. Казнь патриотов состоялась 25 августа 1944 года в Берлинской тюрьме Плетцензее.

До нас дошло всего 15 стихотворений Абдуллы Алиша – лишь незначительная часть того, что было создано в тюремной камере. И каждая строка этих стихотворений дышит верностью Отчизне, священной воинской клятве. Блокнот со стихами Абдуллы Алиша, пройдя через множество рук, попал к бывшему военнопленному Нигмату Терегулову, который передал бессмертные произведения писателя на Родину. Татарский писатель и поэт Абдулла Алиш написал в стихотворении Какою будет смерть:
Мы и в неволе – все равно в бою,
Чтоб ни случилось, смерть мы встретим смело,
И, жизнь отдав за Родину свою,
Погибнем за ее святое дело!

Советская литература — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других социалистических республик Советского Союза. Советская литература включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Советская литература включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности

После 1932 года использовался более узкий по значению термин «советская литература», включавший обязательные признаки партийности, народности и социалистического реализма

В статье «Советская литература» из «Литературного энциклопедического словаря» (1987) указываются: «ленинские принципы партийности и народности», «на основе метода социалистического реализма», «социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу», «возникновение качественно новой социальной и интернациональной общности — советского народа»

Родоначальник советской литературы Максим Горький — основоположник литературы социалистического реализма, был инициатором создания Союза советских писателей, его первым председателем.

В результате Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года провозглашено первое в мире социалистическое государство — Российская Советская Республика — РСФСР. После образования в 1922 году СССР — Союза Советских Социалистических Республик РСФСР — суверенная союзная республика в составе СССР, самая крупная по площади, населению и экономической мощи. СССР занимает почти 1/6 часть обитаемой суши Земли. Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашается единым союзным многонациональным социалистическим государством

Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР. Союз писателей СССР создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Первым председателем (1934-1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький

Союз писателей СССР заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединенные на какой-либо идеологической или эстетической платформе, так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам)

Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма»

Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»

Уставом давалось определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП

Союз писателей СССР награжден орденом Ленина 20 мая 1967 года и орденом Дружбы народов 25 сентября 1984 года

Печатными органами Союза писателей СССР были Литературная газета, журналы Новый мир, Знамя, Дружба народов, Вопросы литературы, Литературное обозрение, Иностранная литература, Юность, Советская литература, Театр, Советиш геймланд, Звезда, Костер

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: