Герой Советского Союза Александр Маринеско родился 15 января 1913 года
Александр Иванович Маринеско — командир краснознаменной подводной лодки С-13 краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «атаке века». Герой Советского Союза (1990).
Родился Александр Маринеско в Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску (бывший румынский матрос) и крестьянки Татьяны Михайловны Коваль, родом из Херсонской губернии.
В период с 1920 по 1926 годы проходил обучение в трудовой школе № 36 (ныне школа № 105, улица Пастера, 17), где окончил 6 классов, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость его направили в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году Александр Маринеско поступил учиться в Одесское мореходное училище и, окончив его в 1933 году, ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».
Со слов подводника Геннадия Зеленцова, служившего вместе с Маринеско, сам Александр Иванович никогда не имел желания стать военным, а мечтал исключительно о службе в торговом флоте.
По путевке комсомола в ноябре 1933 года его направили на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознаменном учебном отряде подводного плавания имени Сергея Кирова, он служил помощником командира на Л-1, после командиром ПЛ М-96, экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое место, а командир был награжден золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.
Боевой путь
В первые дни Великой Отечественной войны подлодка М-96 под управлением Маринеско была перебазирована в Палдиски, после в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе.
В августе 1941 года подлодку планировали перебросить на Каспийское море в качестве учебной, после от этой идеи отказались.
14 февраля 1942 года подлодка во время обстрела была повреждена артиллерийским снарядом, ремонт занял полгода. Лишь 12 августа 1942 года М-96 вышла в очередной боевой поход. 14 августа 1942 года лодка напала на немецкий конвой, состоявший из трех транспортов в охранении двух тяжелых плавбатарей. По докладу Маринеско, он выпустил две торпеды по вражескому транспорту, результатов атаки не наблюдал, слышал сильный взрыв, интерпретированный как результат попадания торпеды, в результате лодке было засчитано потопление транспорта. Согласно вражеским источникам, атака была неудачной — корабли конвоя наблюдали след одной торпеды, от которой успешно уклонились, а после безрезультатно напали подводную лодку артиллерией и глубинными бомбами. Возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивались топливо и патроны для регенерации воздуха), Александр Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не поднял военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера.
В ноябре 1942 года М-96 вышла в Нарвский залив для высадки группы разведчиков для операции по захвату шифровальной машины «Энигма» в штабе вражеского полка. Но шифровальной машины в нем не оказалось. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и Маринеско наградили орденом Ленина. В конце 1942 года Маринеско было присвоено высокое звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам».
В апреле 1943 года Александр Маринеско стал командиром ПЛ С-13, на которой он прослужил до сентября 1945 года.
В 1943 году С-13 в боевые походы не выходила, а командир попал в очередную «пьяную» историю. В поход подлодка под его управлением вышла только в октябре 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, Маринеско обнаружил и осуществил атаку на транспорт «Зигфрид» (553 брт). Атака четырьмя торпедами с небольшой дистанции не полусилась, по транспорту пришлось вести артиллерийский огонь из 45-миллиметровой и 100-миллиметровой орудий подлодки. По наблюдению командира, в результате попаданий корабль (водоизмещение которого Маринеско в докладе завысил до 5000 тонн) начал быстро погружаться в воду. В действительности, поврежденный немецкий транспорт был позднее отбуксирован врагом в Данциг и к весне 1945 года восстановлен. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени.
С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско был в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта врага — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». Перед этим походом командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, экипаж которого за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением), но исполнение этого решения задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе. Таким образом, С-13 стала единственной «штрафной» подлодкой советского флота.
Потопление «Вильгельма Густлоффа»
30 января 1945 года С-13 осуществила атаку и отправила на дно корабль военного флота Германии «Вильгельм Густлофф» (бывший лайнер 25 484 брт), на котором было 10 582 немцев: 1 626 военнослужащих — 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 гражданских, в основном стариков, женщин и детей. Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», шел с малым конвоем (торпедолов учебной флотилии TF-19 возвратился в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава приданного «Густлову» эскорта — легкого миноносца «Löwe»)/ Из-за нехватки топлива лайнер шел прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость (корабль шел на скорости всего 12 узлов (22,2 км/ч).
Ранее считалось, что немецким ВМС был нанесен серьезный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблем погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона, капитана 1 ранга Александра Евстафьевича Орла, погибших вржеских подводников хватило бы для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско — «подводником № 1», что не совсем обоснованно (подводники других стран топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые, например, американская подводная лодка «Арчерфиш» ликвидировала японский авианосец «Синано» водоизмещением 71 890 брт, а немецкая лодка U-47 14 октября 1939 потопила английский линкор «Royal Oak» водоизмещением 29 150 брт прямо в гавани Скапа-Флоу).
«Вильгельм Густлофф» был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным подводниками СССР, и вторым по числу жертв (лидирует теплоход «Гойя», потопленный 16 апреля 1945 года подводной лодкой «Л-3»; на нем погибло около 7000 человек).
Оценки
Оценки действиям Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся, от чрезвычайно положительных (в советских источниках) до осуждающих (в иных источниках).
Гейнц Шен — исследователь катастрофы заключает, что лайнер представлял собой военную цель, и его потопление не было военным преступлением, поскольку: суда, предназначенные для перевозки беженцев и госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками (красным крестом), не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещенные орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.
«Вильгельм Густлофф» был вспомогательным кораблем ВМС, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах вражеского военного флота. Следовательно, «Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду следующих фактов:
«Вильгельм Густлофф» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
«Вильгельм Густлофф» был учебной плавучей базой для подводного флота Германии — кораблем воено-морского флота Германии;
«Вильгельм Густлофф» шел в сопровождении боевого корабля военно-морского флота Германии (миноносец «Леве»);
«Вильгельм Густлофф» не имел опознавательного знака «красный крест» и нес камуфляжную окраску.
Большая часть погибших не имела отношения к ВМС Германии. Из находившихся на борту (оценочно) 1 464 здоровых военнослужащих погибло (предположительно) около половины.
Окончание войны
10 февраля 1945 года случилась новая победа — на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила транспорт раненых «Штойбен» (14 660 брт), на борту которого было 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них осталось в живых 659 человек, из которых раненые составляли около 350. Потопленное судно было укомплектовано зенитными пулеметами и орудиями, шло в боевом охранении и перевозило в том числе здоровых солдат: в связи с этим, строго говоря, его нельзя было относить к госпитальным судам. Сам Маринеско идентифицировал атакованное судно как легкий крейсер «Эмден».
Командира С-13 наградили орденом Красного Знамени.
20 апреля по 13 мая 1945 года — шестой боевой поход, был признан неудачным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев врага, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для нападения не смог… Командир ПЛ не стремился атаковать врага… В результате неактивных действий командира ПЛ «С-13» боевую задачу не выполнила…».
С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года Александр Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Краснознаменного Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Александр Маринеско
Подводные лодки под управлением Александра Маринеско осуществили шесть боевых походов во время Великой Отечественной войны. Два транспорта потоплены, один поврежден. Атака М-96 в 1942 году завершилась промахом. Александр Маринеско является рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов врага: 42 557 брутто-регистровых тонн.
После войны
После окончания войны в 1946-1949 годах Александр Маринеско трудился старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 году — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови.
В 1951-1953 годах трудился топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года — руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».
Александр Маринеско умер в Ленинграде после долгой и тяжелой болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Здесь же неподалеку (Кондратьевский проспект, 83) находится Музей подводных сил России имени Александра Маринеско.
Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно 5 мая 1990 года
Легендарный подводник, потопивший больше всех тоннажа немецких кораблей, за самостоятельность и независимость не нравился флотским политработникам. Особенно члену ЦК ВКП(б) начальнику Главного Политического управления ВМФ И. В. Рогову.
Награды Александра Маринеско:
Памятная юбилейная медаль «100 лет со дня рождения героя Советского союза Александра Маринеско».
Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (05.05.1990, посмертно);
Орден Ленина (03.09.1942);
два ордена Красного Знамени (21.11.1944, 13.03.1945);
медали, в том числе:
медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944);
медаль «За оборону Ленинграда» (1943);
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы»;
медаль «В память 250-летия Ленинграда».
Живший на помощь друзей, больной и одинокий капитан скончался в 1963 году в возрасте 50 лет.
Историческая справка:
Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время
Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов
16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Герой СССР в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР
Орден Ленина к званию получили все одиннадцать летчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введен особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утвержден внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека
От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий Советский народ!
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную Державу,
За могучую нашу страну.
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.
Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава герою-народу,
Слава Армии Красной его!
Советский характер
отрывок из фильма Адрес вашего дома