Транспортный самолет Ан 124 совершил первый полет в СССР 24 декабря 1982 года
Ан 124 Руслан — советский тяжелый дальний транспортный самолет четвертого поколения разработки ОКБ Антонова
Было разработано два аванпроекта: Ан 126 грузоподъемностью 140 т и Ан 124 грузоподъемностью 120 т. Первый самолет имел 6 двигателей, а второй планировался под четыре. 2 февраля 1972 года Комиссия Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам приняла решение о выборе для дальнейшей разработки четырехдвигательного Ан 124, которому на фирме Антонова был присвоен индекс «изделие 200». В следующем, 1973 году был построен полноразмерный макет изделия.
Впервые в СССР была реализована комплексно-целевая программа, предусматривавшая улучшение всех составляющих эффективности самолета: аэродинамических характеристик, показателей прочности и ресурса, весового совершенства, удельных характеристик силовой установки, функциональных возможностей систем и оборудования, трудоемкости техобслуживания и ремонта и другого. Было проанализировано 540 различных компоновок самолёта с применением ЭВМ, в аэродинамических трубах продуто 185 различных моделей. В реализации КЦП 124 участвовали многие десятки предприятий и организаций, принадлежавших различным министерствам и ведомствам. Для управления был сформирован Центральный координационный совет и Совет Главных конструкторов.
Всего при постройке самолета привлекалось более ста предприятий на всей территории СССР. Особенно стоит отметить вклад Ташкентского ПО имени Чкалова, изготовившее консоли крыла, центроплан и крупногабаритные детали поперечного набора фюзеляжа. Крупногабаритные детали перевозились на спине Ан 22.
Впервые в СССР на борту летательного аппарата была установлена БАСК — бортовая система автоматизированного контроля, которая контролировала и документировала основные параметры работы двигателей и самолетных систем, а также деятельность экипажа и соблюдение им предписанными документами операций.
В ходе проектирования самолета было построено 44 натурных испытательных стенда и около 3,5 тысяч опытных образцов различных конструкций. Особо стоит отметить натурный стенд управления, связанный со стендом механизации крыла и подключенный к имитатору полета самолета. Последний сыграл особенно большую роль в определении желаемых характеристик устойчивости и управляемости Ан 124, а также выработке требований к его различным системам. Этот стенд представлял собой реальную кабину пилотов, установленную на платформе с тремя степенями свободы, что создавало эффект реального полета. ИПС позволял моделировать почти все полётные режимы и до 75 % отказных ситуаций.
Всего стендовые испытания заняли около 135 000 часов и сократили программу летных испытаний на приблизительно 100 полетов. Помимо наземных стендов, для отработки систем Ан 124 были задействованы 4 летающие лаборатории. Для проведения прочностных и усталостных испытаний был построен планер самолета и новая лаборатория. Общий объем статиспытаний составил около 60000 часов.
В 1973 году на Киевском авиационном производственном объединении стали возводить новый огромный корпус. В 1979 году на завод стала поступать техническая документация и тогда же началось изготовление производственной оснастки.
Выкатка самолета состоялась 24 октября 1982 года, началась наземная отработка систем и пробежки. Первый полет был запланирован на 24 декабря 1982 года. Было выполнено несколько скоростных пробежек, затем стали ждать улучшения погоды. В течение часа была выполнена программа по определению основных параметров устойчивости и управляемости.
Уже через месяц самолет Ан 124 был выполнен второй полет. До сентября 1983 года самолет проходил в Гостомеле первый этап летно-конструкторских испытаний. Всего выполнили 141 полет с общим налетом 251 час. Полеты на Ан 124 по программе Государственных совместных испытаний начались в ноябре 1983 года. Было выполнено 157 полетов с общим налетом 304 ч.
В конце 1984 года на испытания вышел второй построенный самолет за № 01-03. Эта машина использовалась для оценки безопасности при различных отказах. До 5 октября 1985 года по этой программе самолет налетал 289 часов, выполнив 163 полета. В 1985 году самолет Ан 124 был показан на XXVI аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. Сразу после выставки на Ан 124 был выполнен ряд полетов на установление мировых рекордов.
Также несколько лет самолет испытывали по программе десантирования людей и грузов, на возможность полёта в плотных боевых порядках и на обледенение. По результатам испытаний на выброс парашютистов десантирование через заднюю дверь признано небезопасным. В декабре 1986 года был подписан акт испытаний самолета Ан 124.
Киевское авиационное производственное объединение до 1994 года построило 17 самолетов. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс построил 33 самолета с 1985 по 1995 год. Всего были построены 56 машин, в том числе один прототип для наземных статических испытаний. Первой воинской частью на территории СССР, эксплуатировавшей Ан 124, стал 566-й военно-транспортный авиационный полк 12-й авиационной дивизии. В полку в 1985 году была организована 4-я учебная эскадрилья. В феврале 1987 года в полк перелетели первые два самолета Ан 124.