Советский самолет Ан 225 Мрия совершил первый полет 21 декабря 1988 года
Ан 225 Мрия — советский транспортный реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности разработки ОКБ Антонова. Ан 225 Мрия — один из самых больших и грузоподъемных самолетов в мире.
Причиной постройки Ан 225 в СССР была необходимость создания авиатранспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением тяжелого транспортного самолета в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.
Кроме того, предполагалось использование Ан 225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолета грузоподъемности не менее 250 тонн. Так как блоки ракеты-носителя Энергия и сам Буран имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан 225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить однокилевое хвостовое оперение самолет Ан 124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.
Таким образом, самолет Ан 225 Мрия создавался как самолет, предназначенный для решения узкого круга уникальных транспортных задач, но использование Ан 124 в качестве основы придало ему определенные качества универсального транспортного самолета.
Самолет Ан 225 Мрия представляет собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолета герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной на 2-й палубе — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз.
Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Транспортный самолет способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.
Транспортный самолет Ан 225 Мрия имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планера, силовой установки и оборудования с сертифицированным самолетом Ан 124 100 (Руслан). Основные отличия от Ан 124: новый центроплан; увеличение длины фюзеляжа за счет вставок; замена хвостового оперения на двухкилевое; отсутствие хвостового грузового люка; увеличение количества стоек основного шасси; система крепления и наддува наружных грузов; два дополнительных двигателя.
Впервые поднялся в небо 21 декабря 1988 года. При том, что самолет создавался в СССР для перевозки компонентов ракет носитель Энергия и космический корабль Буран, к моменту окончания строительства первого Ан 225 все необходимые перевозки были сделаны самолетом ВМ-Т Атлант, и в программе Буран Ан 225 поучаствовал, только перевезя Буран на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полетов на комадром Байконур в апреле 1991 года. В настоящее время самолет Ан 225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения ОКБ Антонова.
Самолет Мрия установил ряд мировых рекордов взлетного веса и грузоподъемности. 22 марта 1989 года Ан 225 совершил полет с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито сто десять мировых авиационных рекордов. Мрии принадлежит абсолютный рекорд грузоподъемности — 253,8 тонны.