Анатолий Андреев — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Анатолий Андреев родился 14 сентября 1916 года

Анатолий Евгеньевич Андреев — государственный и партийный деятель СССР, министр автомобильного транспорта Белорусской ССР (1963-1984), один из руководителей партизанского движения на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда (26 августа 1976).

Анатолий Андреев родился 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1916 года в городе Рогачев Могилевской губернии в семье железнодорожного служащего Евгения Николаевича Андреева и его жены Феоны Федоровны.

В 1930 году Анатолий Андреев окончил 7 классов школы. После трудился пломбировщиком вагонов на станции Жлобин (Гомельская область). В 1933 году окончил Оршанскую железнодорожную школу ФЗУ. Трудился слесарем по ремонту паровозов, кочегаром, помощником паровозного машиниста, а с 1935 года — машинистом в паровозном депо станции Орша (Витебская область, Белорусская ССР). За отличную работу был награжден медалью «За трудовое отличие». Занимался парашютным спортом в Оршанском аэроклубе.

Военные годы
В июне — августе 1941 года, трудясь машинистом в прифронтовом районе, принимал участие в перевозках войск и эвакуируемого имущества, был машинистом бронепоезда. В сентябре 1941 года в Москве добровольно вступил в партизанский отряд, формируемый начальником паровозного депо станции Орша Константином Заслоновым. 1 октября 1941 года отряд перешел линию фронта в Смоленской области и развернул партизанские действия в тылу противника.

Анатолий Андреев был в отряде заместителем начальника разведки — заместителем комиссара отряда, а после комиссаром отряда. В ноябре 1941 — феврале 1942 года в составе диверсионной группы Константина Заслонова активно участвовал в подпольно-диверсионной деятельности на Оршанском железнодорожном узле, а далее в боях на территории Витебской и Минской областей. Стал к тому времени комиссаром объединенных партизанских отрядов Бегомльского района. За время работы в тылу противника принимал участие в организации крушений 6 поездов, выведения из строя 170 паровозов, водоснабжения Оршанского железнодорожного узла и поворотного круга в депо. В сентябре 1942 года в составе объединенных отрядов вышел через линию фронта в расположение войск СССР.

В декабре 1942 — марте 1943 года, находясь в распоряжении Белорусского штаба партизанского движения, занимался формированием, обучением и подготовкой парашютно-десантного партизанского отряда имени Комсомола Белоруссии для действий в глубоком тылу врага. 4 мая 1943 года вместе с отрядом десантирован в тыл противника. До августа 1944 года в качестве комиссара и командира этого отряда воевал на территории Белостокской области (ныне — территория Гродненской области, Белоруссия).

После полного освобождения территории Белоруссии в конце 1944 года был направлен в состав Комиссии уполномоченного Правительства Белорусской ССР по переселению белорусского населения с территории Польши, где проработал до окончания войны. В мае 1945 года возвратился к своей профессии и стал машинистом-инструктором паровозного депо станции Минск.

Организатор транспортного хозяйства
В 1946-1948 годах — секретарь бюро парторганизации паровозного депо станции Минск. Привлекался к работе в оперативной группе Совнаркома республики по организации вывоза промышленного оборудования из Германии в Белорусскую ССР. В 1950 году окончил Республиканскую партийную школу, в 1959 году — Высшую партийную школу при ЦК КПСС (заочно).

В 1950-1960 годах был заведующим отделом транспорта, дорожного хозяйства и связи Управления делами Совета Министров Белорусской ССР. В 1960-1961 годах — первым заместителем, а в 1961-1963 годах — начальником Главного управления автомобильного транспорта при Совете Министров Белорусской ССР. В 1963 году Главное управление было преобразовано в Министерство автомобильного транспорта Белорусской ССР, и Анатолий Андреев был назначен министром. В этой должности он проработал вплоть до выхода на пенсию в 1984 году.

В начале 1970-х годов под его управлением Министерство автомобильного транспорта республики впервые перешло на полный хозрасчет и самофинансирование, что позволило не только гарантировать своевременную выплату нормативных отчислений в бюджет, но и значительно увеличить качество работ и услуг, снизить их себестоимость, улучшить условия труда и быта транспортников. Результаты этого эксперимента изучались и широко применялись в других отраслях народного хозяйства республики, а также в ряде союзных республик. За заслуги в развитии автомобильного транспорта Белорусской ССР, активную общественную деятельность и большой личный вклад в организацию партизанского движения в годы Великой Отечественной войны Андрееву Анатолию Евгеньевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1976 года присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Член ЦК Компартии Белоруссии, заместитель председателя Ревизионной комиссии Компартии Белоруссии. Народный депутат СССР в 1989-1991 годах, депутат Верховного Совета Белорусской ССР.

Общественная деятельность. Последние годы жизни
После выхода на пенсию Анатолий Андреев активно был задействован во Всесоюзном совете ветеранов войны и труда. В 1987-1994 годах — председатель Белорусского республиканского совета ветеранов войны и труда, с 1994 года — почетный председатель Совета. В 1968-1988 годах — заместитель председателя центрального правления Общества советско-вьетнамской дружбы и председатель Белорусского отделения этого общества. С марта 1987 года по апрель 1992 года являлся председателем Комиссии по делам бывших партизан и подпольщиков при Президиуме Верховного Совета Белорусской ССР.

Награды Анатолия Андреева:

Герой Социалистического Труда (26.08.1976);
4 ордена Ленина (14.11.1942, 5.10.1966, 25.08.1971, 26.08.1976);
2 ордена Отечественной войны 1-й степени (1.01.1944, 11.03.1985);
орден Красной Звезды (1.01.1949);
медаль «За трудовое отличие» (23.11.1939);
медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й и 2-й степени;
другие медали;
белорусский орден Отечества 3-й степени (30.12.1996);
польский орден «Крест Грюнвальда» 3-й степени;
вьетнамский орден Дружбы.

Жил в Минске. Анатолий Андреев умер 26 марта 2005 года на 89-м году жизни. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Рекоменндованное видео: