Герой Советского Союза Андрей Баклан родился 23 июля 1917 года
Андрей Яковлевич Баклан — советский военный летчик, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, в годы Великой Отечественной войны — командир звена 434-го истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии Сталинградского фронта, старший лейтенант.
Герой Советского Союза (23.11.1942), полковник запаса с 1963 года.
Родился Андрей Баклан 23 июля (10 июля по старому стилю) 1917 года в селе Калиновка, ныне Витовский район Николаевской области, в семье крестьянина. Украинец по национальности. Семья была многодетная: кроме Андрея, самого младшего, еще 3 брата и 4 сестры. Братья Баклана погибли в борьбе с петлюровцами.
Во время голода 14-летним мальчишкой Андрей Баклан приехал он в Николаев, где поступил в школу фабрично-заводского ученичества при судостроительном заводе. После окончания школы ФЗУ, Баклан трудился разметчиком в одном из цехов. Параллельно с работой поступил в парашютный кружок, после и в аэроклуб, который он окончил в 1936 году.
В Красной Армии Андрей Баклан с 1938 года, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков.
Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. Лейтенант А. Я. Баклан в составе своего 49-го авиаполка был направлен на Карельский перешеек, где совершил около 40 боевых вылетов на штурмовку финских войск и сопровождение своих бомбардировщиков, за что был награжден орденом Красного Знамени. Этой же награды был удостоен и сам 49-й истребительный авиаполк.
Летом 1940 года полк перебазировался в Латвию, в Двинск (ныне Даугавпилс), где летчики продолжали отшлифовывать мастерство. Зимой лейтенант Андрей Баклан был направлен в Ригу на курсы подготовки командиров звеньев, где получил большой опыт полетов ночью и в сложных метеоусловиях.
Андрей Баклан Великую Отечественную войну встретил на западной границе, в кабине истребителя. 23 июня чуть не погиб при налете на аэродром группы Ме-110. Менее чем за месяц боев полк потерял всю материальную часть и половину личного состава, после чего, был выведен в тыл на переформирование. Освоив новые истребители Як-1, летчики снова приступили к боевой работе: сопровождали штурмовиков, летали на разведку.
В июле 1941 года при штурмовке аэродрома в Новгороде-Северском Андрей Баклан сбил на взлете свой первый «Мессешмитт». В августе над Бахмачом уничтожил корректировщик Hs-126, а выбросившийся с парашютом летчик был взят в плен.
К февралю 1942 года, когда Баклана перевели в 521-й истребительный авиаполк, в эскадрилью Ивана Клещева, на его счету было уже 6 побед.
В мартовский день 1942 года звено истребителей СССР одержало победу в воздухе над 18 бомбардировщиками и 9 истребителями врага. Это был уникальный, беспримерный бой, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск.
В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено в составе Андрея Баклана, Семена Селищева и Владимира Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных летчиков ринулись на противника. Ими было сбито 5 вражеских самолетов, а Бакланом лично — 2. Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад. Через несколько дней командующий воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным летчикам ордена Ленина.
Летом 1942 года летчик был переведен в 434-й истребительный авиаполк. Летчики этого полка отличились в боях под Сталинградом, где сбили 90 самолетов противника. В день своего 25-летия Баклан сбил Ме-109, сам подвергся атаке тройки, был ранен в руку. От преследования он уходил на столь малой высоте, что один из «мессершмиттов» задел за землю и взорвался.
В начале сентября 1942 года полк пересадили на самолеты Як-7Б. В первом же вылете на новой машине Андрей Баклан сбил итальянский истребитель Макки-200.
К октябрю 1942 года Андрей Баклан осуществил 400 боевых вылетов, из них 57 вылетов на штурмовку войск, танков и мотоколонн врага. За успешное выполнение штурмовых действий группа, в которой он действовал, отмечена благодарностями от наркома обороны и главнокомандующего Юго-Западным направлением Маршала Советского Союза Семена Тимошенко.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Баклану Андрею Яковлевичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 755).
Андрей Баклан к лету 1943 года переводится в 19-й Краснознаменный истребительный авиаполк на должность штурмана полка, но впоследствии был переведен на командование 3-й эскадрильей. Здесь, летая на истребителе Ла-5ФН, он в апреле 1944 года сбил 2 самолета Ме-109, а после перевооружения полка на Ла-7 вновь сделал почин: 24 июня 1944 года сбил FW-190.
В июле 1944 года Андрей Баклан осуществил 17 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя, сбил 3 истребителя противника и был награжден орденом Суворова 3-й степени.
Осенью 1944 года авиации 3-го Прибалтийского фронта доставляла беспокойство группа вражеских асов во главе с майором Вильке, одержавшим 130 побед, десятки сбитых числились и в послужных списках его подчиненных. В начале сентября для противодействия этой группе была отправлена эскадрилья гвардии майора Андрея Баклана, усиленная парой Ивана Кожедуба и Дмитрия Титаренко. За короткий период, с 20 сентября по 12 октября, наша группа сбила 12 немецких истребителей. Одну из побед Баклан одержал 23 сентября, сбив FW-190.
Андрей Баклан в 1945 году был отправлен в Москву, где он получил направление на Дальний Восток. Вскоре ему довелось принять участие в боевых действиях наших войск против милитаристской Японии. Будучи командиром эскадрильи, гвардии майор Баклан сопровождал наши бомбардировщики и осуществлял воздушное прикрытие танковых колонн, преодолевавших Хинганский хребет.
Всего за годы войны Андрей Баклан осуществил более 700 успешных боевых вылетов, сбил лично 20 и в группе с товарищами 21 самолет противника. За время войны он летал на самолетах: И-153, Як-1, Як-7, Ла-5 и Ла-7.
После окончания Великой Отечественной войны руководил полком. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17.
В июне 1952 года был назначен командиром 851-го учебного авиационного полка, входившего в состав 151-го ВАУЛ (Сызрань).
В 1957 году по состоянию здоровья ему пришлось оставить полеты. Трудился преподавателем в летном училище. В 1963 году в звании полковника вышел в запас.
Жил в Пскове, где работал начальником отдела областного управлении связи. Занимался большой общественной работой по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Написал книгу воспоминаний о войне «Небо, прошитое трассами».
Награды Андрея Баклана:
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 755);
Два ордена Ленина;
Орден Красного Знамени;
Орден Суворова III степени;
Орден Отечественной войны I степени;
Орден Красной Звезды;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы».
Герой Советского Союза Андрей Баклан умер 20 мая 1985 года.
Историческая справка:
Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время
Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов
16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Герой СССР в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР
Орден Ленина к званию получили все одиннадцать летчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введен особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утвержден внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека
От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий Советский народ!
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную Державу,
За могучую нашу страну.
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.
Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава герою-народу,
Слава Армии Красной его!
Советский характер
отрывок из фильма Адрес вашего дома