
На БАМ первый комсомольский отряд отправился 27 апреля 1974 года
БАМ — Байкало—Амурская магистраль — железная дорога СССР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. БАМ — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ, сформированный в дни работы комсомольского съезда, состоял из 600 бойцов, многим из которых тогда было по 18 — 20 лет.
Общая протяженность БАМ — 4300 километров. Дорога пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. На трассе пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Вообще мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа.
Прокладывать магистраль отправились сразу 600 человек — комсомольцы Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром Всесоюзного ударного комсомольского отряда стал Виктор Лакомов — депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Соцтруда, опытный транспортный строитель, комиссар — Владимир Мучицын.
Строительство центральной части железной дороги, которое происходило в сложных геологических и климатических условиях. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с перерывами с 1938 года по 1984 год — комсомольская стройка кипела. В 1967 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, были возобновлены проектно-изыскательские работы.
Строительству этой магистрали придавали большое значение. Во-первых, БАМ должен был стать вторым, более коротким по сравнению с Транссибом, выходом к Тихому океану. Во-вторых, это дорога к богатствам Восточной Сибири и Дальнего Востока. Восточная Сибирь, Дальний Восток только выигрывали от строительства. Экономисты рассматривали задачу хозяйственного освоения территории в зоне БАМа как крупную народнохозяйственную программу, которую можно поставить в один ряд с такими, как Урало-Кузнецкий комплекс, Ангаро-Енисейский проект, как освоение нефтяных и газовых богатств Западной Сибири. Строителям БАМ предстояло выполнить в период с 1970 по 1980- е годы то, что не удалось сделать первопроходцам трассы в 1920-30-е годы так, как помешала война и связанные с ней огромные материальные и людские потери.
В 1974 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства было поручено построить магистраль протяженностью 3145 километров от города Усть-Кут (станция Лена) до города Комсомольска-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал; проложить второй путь длиной 680 километров на действующей Западной части БАМ Тайшет-Лена. В 1974-1979 годы построить однопутную 400-километровую железную дорогу БАМ-Тында-Беркакит. В основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года было записано: Открыть движение поездов на всем протяжении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В апреле 1974 годы на стройку прибыл отряд посланцев ХПУ съезда ВЛКСМ Через год, 8 мая 1975 года в канун Дня Победы, строители досрочно сдали линию БАМ Тында, открыв тем самым путь строительным грузам на главную магистраль. В ноябре 1977 года линия БАМ Тында была сдана в постоянную эксплуатацию. Одновременно было открыто рабочее движение поездов от Тынды до Баркакита. За десять лет строительства трассы БАМ была проделана большая работа, практически каждый год становился новой вехой, новым рубежом в освоении трудностей северной дороги.
БАМ — это ярчайший пример могущества СССР! Ни в какой другом государстве невозможно было бы построить такую магистраль. И еще — это дружба людей, совсем разных, которые никогда раньше друг друга не видели, вместе оказались в этих суровых местах и смогли сработаться и сдружиться. Строить БАМ ехали представители разных национальностей: украинцы, татары, русские, казахи, армяне, грузины, молдаване, белорусы, азербайджанцы, узбеки, таджики и другие.
Строим БАМ
Рельсы упрямо режут тайгу,
Дерзко и прямо в зной и пургу.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ
Скалы и чащи — все он пройдет,
Наш работящий советский народ.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ
Над нами кружит наш вертолет,
А мы утюжим топи болот.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ
И сквозь туманы, и сквозь года
До океана помчат поезда.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ
Комсомол (сокращение от Коммунистический союз молодежи), полное наименование — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) — политическая молодежная организация в СССР.
ВЛКСМ — молодежная организация Коммунистической партии Советского Союза. Был создан как Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) 29 октября 1918 года, в 1924 году РКСМ было присвоено имя Владимира Ленина — Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), в связи с образованием Союза ССР (1922) комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).
В 1977 году в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14-28 лет.