В СССР открытие сквозного движения поездов по Байкало-Амурской магистрали состоялось 27 октября 1984 года
БАМ — Байкало—Амурская магистраль — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальний Восток (в подчинении ВСЖД и ДВЖД).
Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. В настоящее время БАМ работает на пределе пропускной способности. Ведется модернизация магистрали с целью увеличения грузопотока вдвое до 50 миллионов тонн в год.
Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (Амуро-Якутская железнодорожная магистраль); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км); на станцию Волочаевка (351 км); на станцию Черный Мыс — дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).
Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов.
Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная на переменном токе (25 кВ), от Усть-Кута до станции Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (25 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге. БАМ короче Транссиба от Тайшета до морских портов: Ванино почти на 500 км, Владивостока на 200 км, для грузов на Сахалин, Магадан и Камчатку на 1000 км.
В 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 году линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года. 1 ноября 1989 года весь новый трехтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объеме пускового комплекса.
30 мая 1985 года принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О присвоении имени Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения». В нем отмечалось: «Учитывая большой вклад Ленинского комсомола в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали — Всесоюзной ударной комсомольской стройки, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют: присвоить имя Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения и впредь именовать эту дорогу — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола».
Строим БАМ
Рельсы упрямо режут тайгу,
Дерзко и прямо в зной и пургу.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ.
Скалы и чащи — все он пройдет,
Наш работящий советский народ.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ.
Над нами кружит наш вертолет,
А мы утюжим топи болот.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ.
И сквозь туманы, и сквозь года
До океана помчат поезда.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче — БАМ.
БАМ вчера, сегодня, завтра
Байкало—Амурская магистраль уникальна не только своим географическим положением, природными условиями, инженерными решениями и историей. Уникальны и необычны условия жизни в полосе этой дороги, а также люди, которые строили БАМ. Особый дух и стиль жизни в этих краях, отношения людей к окружающему миру и друг к другу сложились во многом еще в «романтический» период истории дороги, когда шло интенсивное ее строительство.
Мир который зовется БАМ
Документальный фильм Мир который зовется БАМ — о комсомольцах из БССР (Белорусской Советской Социалистической Республики), которые поехали работать на стройки Байкало-Амурской магистрали СССР. Всесоюзная стройка гремела на весь СССР. Мир который зовется БАМ — Город-Герой Минск. Он возрожден из пепла руками белорусских строителей. Этот новый дом строят в пяти тысячах километров от Минска белорусские парни. Поселок Шемановский известен теперь всей стране. Десять минчан, членов всесоюзного ударного отряда имени 17 съезда ВЛКСМ, возводят жилой комплекс. Бригадир Александр Никитенко и его ребята знают, что здесь закладывается промышленная основа БАМ.