Беломорско-Балтийский канал

Строительство БеломорскоБалтийский канала завершилось 20 июня 1933 года

Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось в 1931 году инициатор Иосиф Сталин. Для постройки канала при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути.

В мае 1933 года Ягода докладывал Сталину о готовности Беломорканала. 25 июня 1933 года по всему каналу от начала до конца прошел пароход Чекист. В июле этого же года Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров совершили прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. Канал получил имя Сталина.

2 августа 1933 года прошло официальное открытие Беломорско-Балтийского водного пути, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 года.

Беломорканал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря — Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Трасса канала протяженностью 227 километров проходит от поселка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Это сооружение до сих пор считается одним из уникальных: канал средней глубиной 5 метров включает более 100 сложных гидротехнических сооружений: 15 плотин, 19 шлюзов, 49 дамб, 12 водоспусков и других устройств.

Создание этого транспортного пути позволило исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова и дало возможность приступить к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края.

За время Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. После войны поврежденные объекты восстановили, и канал был вновь введен в строй в июле 1946 года, сквозное судоходство на всём протяжении канала было восстановлено 28 июля 1946 года. А в 1950-х годах начались работы по электрификации его сооружений и механизмов.

Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути в 1964 году. Пропускная способность канала и фактический объем грузоперевозок возросли в несколько раз.

В 1970-х годах была проведена еще одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырех метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

Сегодня канал — крупнейшее гидротехническое и транспортное сооружение. В 1976 году начался первый этап масштабной реконструкции Беломорканала. К 1983 году были реконструированы 13 камер шлюзов на скальном основании, из 38 пал (гидротехническая подпорная стена или эстакада) перестроены 27, а также заменены 7 пар шлюзовых ворот клепаной конструкции цельносварными воротами. При углублении канала устанавливались новые рабочие и ремонтные ворота с усиленной тягой, совершенствовались затворы шлюзовых камер.

Рекоменндованное видео: