
В СССР прошли испытания паровоза без топки 30 августа 1940 года
Бестопочный паровоз — тип паровоза, который не имеет топки (и, соответственно, дымовой трубы). Пар, который нужен для его работы, вырабатывается не на самом паровозе, а на стационарной установке, откуда периодически нагнетается в расположенный на паровозе паровой котел-аккумулятор.
Паровоз без топки имеет паровой котел, состоящий из замкнутого цилиндрического сосуда с усиленной теплоизоляцией. При подготовке такого паровоза к работе паровой котел на 60-70 % заполняется водой, после чего через один или несколько патрубков в него нагнетается перегретый пар высокого давления, нагревающий воду до кипения. При работе давление пара в котле постепенно падает, что приводит к уменьшению температуры ее испарения, и вода в котле вновь закипает, тем самым добавляя еще пара.
Бестопочный паровоз СССР по сравнению с обычными имеет один недостаток — ограниченный радиус действия, но, в то же время, благодаря тому, что нет топки, и, соответственно, искр и огня, они более пожаробезопастны. Паровозы без топки практически не требуют котельного ремонта, а обслуживать их может один машинист.
В СССР в 1940 году на заводе Днепромаш был выпущен паровоз БП1 01 — первый Бестопочный паровоз советской постройки. Паровоз обладал экипажной частью и паровой машиной от 9П, котел же был изготовлен в Таганроге на заводе Красный котельщик. Вес паровоза в рабочем состоянии составлял 58 тонн. Паровой котел имел объем 21 кибический метр, начальное давление пара составляло 18 килограмм-сил на кубический сантиметр.
В 1955-1956 годы еще два аналогичных паровоза создал Муромский паровозостроительный завод. Большинство бестопочных паровозов было списано в СССР в 1980-х годах, причем не из-за технического состояния, а из-за морального устаревания конструкции.
Муромский паровозостроительный завод изначально создавался как железнодорожные мастерские, позже был расширен до локомотивостроительного завода, а с 1940-х начал выпуск и военной техники (бронетранспортеры). В связи с началом Великой Отечественной войны, Муромский паровозостроительный завод перешел на выпуск военной продукции. Выпускаются бронекорпуса, башни, детали ходовой части для танков и самоходных установок СУ-76М. Завод также изготавливал корпуса гранат, снарядов, мин, а в феврале 1942 года был построен бронепоезд Илья Муромец. В 1945 году предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени и передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны.
В 1946 году завод получает новое название — Муромский паровозостроительный, после чего на е начинается выпуск маневрового паровоза 9П типа 0-3-0, а с 1955 года параллельно выпускался несколько измененный вариант паровоза, получивший обозначение 9ПМ. Выпуск продолжался вплоть до 1957 года. Потом завод переходит на выпуск первого в СССР крупносерийного маневрового тепловоза — ТГМ1, который по своим тяговым параметрам был идентичен паровозу 9П.