Советский легкий бомбардировщик Су 2 совершил первый полет в СССР 25 августа 1937 года
Су 2 (ББ-1) — Сухой два, Ближний бомбардировщик первый — советский легкий бомбардировщик Конструкторского бюро советского авиаконструктора Павла Сухого.
Самолет Су 2 от других советских самолетов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины. Последняя черта позволила успешно использовать эту машину в качестве артиллерийского корректировщика во второй половине Великой Отечественной войны. Для увеличения скорости полета по первоначальному замыслу Павла Сухого бомбы помещались на внутренней подвеске внутри фюзеляжа. Первоначально предполагалось выпускать самолет целиком из металла, однако дефицит алюминия в СССР не позволил осуществить это прогрессивное решение.
В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолета Иванов. В конкурсе приняли участие ЦАГИ (главный конструктор Андрей Туполев), ЦКБ (главный конструктор Николай Поликарпов), ХАИ (главный конструктор Иосиф Неман), а также Дмитрий Григорович, Сергей Кочеригин и Сергей Ильюшин.
25 августа 1937 года Михаил Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик ближнего действия конструкции Павла Сухого. В 1939 году на нем установили мотор М-88Б мощностью в 1000 л. с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Этот самолет, названный Су 2 (или ББ-1 — ближний бомбардировщик), с 1940 года выпускался серийно.
Планировалось развернуть строительство ББ 1 на заводах № 31 (Таганрог), № 135 (Харьков) и № 207 (Долгопрудный), однако завод в Таганроге, почти наладивший производство, был переориентирован на ЛаГГ 3 и так и не выпустил ни одного Су 2, а 70 почти готовых машин были переданы из Таганрога для достройки в Долгопрудный.
В ноябре 1941 года самолет Су 2 был модифицирован и получил название Су 4. Новая модификация бомбардировщика-штурмовика стала выпускаться с мотором М-82 (АШ-82) мощностью в 1400 л. с.; с ним скорость самолета достигала 486 км/ч. Производство Су 2 и Су 4 было прекращено в начале 1942 года, когда закончились машинокомплекты, эвакуированные из Харькова.
Всего было построено около 800 боевых самолетов Су 2 и его глубокой модификации Су 4. Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су 2, ВВС СССР потеряли в бою и пропавшими без вести всего 222 этих самолета, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. При этом средние боевые безвозвратные потери советских бомбардировщиков в 1941 году составили 1 самолет на 14 вылетов, то есть были в 1,61 раз больше.
В частях, имевших на вооружении одновременно Пе 2 и Су 2, также отмечались значительно меньшие потери последних, несмотря на формально лучшие ТТХ машин Петлякова: в итоговой сводке 66-й авиадивизии за 1941 год боевые потери Пе 2 определяются в 1 потерю на 32 вылета, а у Су 2 на 1 потерю приходился 71 вылет.
Павел Осипович Сухой — выдающийся советский авиаконструктор. Павел Сухой — доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Павел Сухой выдающаяся личность. Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Сталинской (1943), Ленинской (1968) и Государственной (1975) премий, лауреат премии № 1 имени Туполева (1975, посмертно).