Бомбардировщик Туполев

Советский самолет бомбардировщик Туполев ТБ 1 совершил первый полет в СССР 26 ноября 1925 года

Туполев ТБ 1АНТ 4 — первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом, гофрированной обшивкой. Самолет ТБ 1 разработан за 9 месяцев и построен из кольчугалюминия в 1925 году.

Советский бомбардировщик на вооружении ВВС РККА состоял до 1936 года. АНТ 4 стал родоначальником целого семейства многомоторных самолетов, созданных под руководством Андрея Туполева. С АНТ 4 (ТБ 1) началось становление в Советском Союзе стратегической авиации.

Вспомним историю. В 1921 году в Ленинграде было создано Особое техническое бюро по военным изобретениям, которое также занималось проектированием авиационных мин и торпед. По заданию Совнаркома Остехбюро было поручено проработать вопрос о создании самолета, способного нести торпеду или две мины на расстоянии несколько сотен километров. В Остехбюро своих самолетостроителей не было. Первоначально заказ разместили в Англии, где уже имелся опыт постройки таких самолетов. Англичане запросили слишком большую цену и срок полтора года, что совершенно не устраивало Остехбюро. В результате были выработаны технические условия: скорость не менее 165 км/час и полная нагрузка 2000 кг.

В октябре 1924 года в ЦАГИ подразделение, которым руководил Андрей Туполев, представило предварительный проект самолета АНТ 4. Этот был двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой. По расчетам конструкторов АНТ 4 мог лететь со скоростью 190 км/час и имел радиус действия 750 км. Самолет нес одну мину весом до 960 кг. Остехбюро этот вариант устраивал. Эскизный проект утвердили.

По заказу Остехбюро 11 ноября 1924 года в ЦАГИ начались проектирование и постройка самолета ТБ 1 (АНТ 4). Постройка самолета велась на втором этаже дома № 16 на ул. Радио и тормозилась нехваткой квалифицированных рабочих. 11 августа 1925 года изготовление самолета закончено и чтобы извлечь самолет, разрушили стену дома. Сборка на аэродроме закончилась в октябре 1925 года.

Первый полет длительностью 7 минут совершил Аполлинарий Томашевский 26 ноября 1925 года. После доводок второй полет длительностью 35 минут 15 февраля 1926 года. Без вооружения, радиооборудования и прочего. После заводских испытаний АНТ 4 выставили на государственные испытания. Во время испытаний налетали 42 часа. 10 июля 1926 года первый опытный образец АНТ 4 сдали Остехбюро.

Два серийных АНТ 4 без вооружения для рекордного перелета Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Исторический для СССР перелет начат 8 августа 1929 года, но первый самолет разбит при вынужденной посадке в тайге под Читой. Экипаж не пострадал, вернулся в Москву, откуда снова вылетел 23 августа 1929 года на самолете с таким же номером и надписью на борту.

Перелет Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк протяженностью 21242 км, из них 7950 км над водой за 137 летных часов. Перелет завершился 1 ноября того же года. На участке от Хабаровска до Сиэтла колесное шасси заменено на поплавковое. Поплавки от самолета Юнкерс ЮГ 1 удлинены на 0,4 м из-за большей массы.

Кроме перелета Москва — Нью-Йорк, бомбардировщик Туполев ТБ 1 участвовал в спасении экипажа ледокола Челюскин: вывез со льдины первую партию челюскинцев. В 1937 году перелет по маршруту Москва — Свердловск — Иркутск — Анадырь — мыс Уэлен — Архангельск — Москва. ТБ 1 положили начало отечественной военно-транспортной авиации. Обладая большой грузоподъемностью и дальностью они обслуживали войска во время боевых действий у реки Халхин-Гол и у озера Хасан. Также АНТ 4 эксплуатировался как воздушно-десантный. На этих машинах отрабатывалось десантирование боевой техники, горючего, снаряжения.

Андрей Николаевич Туполев — советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук. Андрей Туполев — академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырех Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972). Под руководством Андрея Туполева спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: