Советский самолет бомбардировщик Туполев ТБ 1 совершил первый полет в СССР 26 ноября 1925 года
Туполев ТБ 1 — АНТ 4 — первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом, гофрированной обшивкой. Самолет ТБ 1 разработан за 9 месяцев и построен из кольчугалюминия в 1925 году.
Советский бомбардировщик на вооружении ВВС РККА состоял до 1936 года. АНТ 4 стал родоначальником целого семейства многомоторных самолетов, созданных под руководством Андрея Туполева. С АНТ 4 (ТБ 1) началось становление в Советском Союзе стратегической авиации.
Вспомним историю. В 1921 году в Ленинграде было создано Особое техническое бюро по военным изобретениям, которое также занималось проектированием авиационных мин и торпед. По заданию Совнаркома Остехбюро было поручено проработать вопрос о создании самолета, способного нести торпеду или две мины на расстоянии несколько сотен километров. В Остехбюро своих самолетостроителей не было. Первоначально заказ разместили в Англии, где уже имелся опыт постройки таких самолетов. Англичане запросили слишком большую цену и срок полтора года, что совершенно не устраивало Остехбюро. В результате были выработаны технические условия: скорость не менее 165 км/час и полная нагрузка 2000 кг.
В октябре 1924 года в ЦАГИ подразделение, которым руководил Андрей Туполев, представило предварительный проект самолета АНТ 4. Этот был двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой. По расчетам конструкторов АНТ 4 мог лететь со скоростью 190 км/час и имел радиус действия 750 км. Самолет нес одну мину весом до 960 кг. Остехбюро этот вариант устраивал. Эскизный проект утвердили.
По заказу Остехбюро 11 ноября 1924 года в ЦАГИ начались проектирование и постройка самолета ТБ 1 (АНТ 4). Постройка самолета велась на втором этаже дома № 16 на ул. Радио и тормозилась нехваткой квалифицированных рабочих. 11 августа 1925 года изготовление самолета закончено и чтобы извлечь самолет, разрушили стену дома. Сборка на аэродроме закончилась в октябре 1925 года.
Первый полет длительностью 7 минут совершил Аполлинарий Томашевский 26 ноября 1925 года. После доводок второй полет длительностью 35 минут 15 февраля 1926 года. Без вооружения, радиооборудования и прочего. После заводских испытаний АНТ 4 выставили на государственные испытания. Во время испытаний налетали 42 часа. 10 июля 1926 года первый опытный образец АНТ 4 сдали Остехбюро.
Два серийных АНТ 4 без вооружения для рекордного перелета Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Исторический для СССР перелет начат 8 августа 1929 года, но первый самолет разбит при вынужденной посадке в тайге под Читой. Экипаж не пострадал, вернулся в Москву, откуда снова вылетел 23 августа 1929 года на самолете с таким же номером и надписью на борту.
Перелет Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк протяженностью 21242 км, из них 7950 км над водой за 137 летных часов. Перелет завершился 1 ноября того же года. На участке от Хабаровска до Сиэтла колесное шасси заменено на поплавковое. Поплавки от самолета Юнкерс ЮГ 1 удлинены на 0,4 м из-за большей массы.
Кроме перелета Москва — Нью-Йорк, бомбардировщик Туполев ТБ 1 участвовал в спасении экипажа ледокола Челюскин: вывез со льдины первую партию челюскинцев. В 1937 году перелет по маршруту Москва — Свердловск — Иркутск — Анадырь — мыс Уэлен — Архангельск — Москва. ТБ 1 положили начало отечественной военно-транспортной авиации. Обладая большой грузоподъемностью и дальностью они обслуживали войска во время боевых действий у реки Халхин-Гол и у озера Хасан. Также АНТ 4 эксплуатировался как воздушно-десантный. На этих машинах отрабатывалось десантирование боевой техники, горючего, снаряжения.
Андрей Николаевич Туполев — советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук. Андрей Туполев — академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырех Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972). Под руководством Андрея Туполева спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.