Герой Социалистического Труда Борис Бещев родился 30 июля 1903 года
Борис Павлович Бещев — советский государственный деятель, министр путей сообщения СССР (1948-1977), Герой Социалистического Труда (1959), член ЦК КПСС с 1952 года, депутат Верховного Совета СССР 4-8 cозывов.
Среди 38 министров (наркомов) путей сообщения, в разный период руководивших железнодорожным транспортом на протяжении 130 лет существования Министерства (Народного комиссариата) путей сообщения, особое, можно сказать, место принадлежит Борису Павловичу Бещеву.
Дело не только в том, что Борис Бещев был министром почти 29 лет (с 5 июня 1948 года до 14 января 1977 года), почти четверть времени существования ведомства путей сообщения.
Под началом Бещева была произведена крупномасштабная реконструкция железнодорожного транспорта СССР, перевод железных дорог с паровозной на тепловозную, а после и электрическую тягу, ручные стрелки заменены на диспетчерскую электроцентрализацию, внедрены автоблокировка, маршрутизация перевозок, впервые в стране запущены тяжеловесные и сдвоенные грузовые поезда, были проведены проектно-изыскательские работы и начата реконструкция Байкало-Амурской магистрали.
За время его руководства отраслью грузооборот железнодорожного транспорта в Советском Союзе вырос в 8 раз. При Бещеве было построено 23,5 тысяч километров новых главных путей, а вместе со вторыми и третьими путями — более 40 тысяч километров.
Ранее существовавшие 56 железных дорог СССР реконструированы в 26 крупных магистралей, а сама сеть железных дорог впервые начала развиваться по комплексному плану. Борис Бещев стоял у истоков скоростного железнодорожного движения в СССР. Создал первый генеральный план реконструкции советского железнодорожного транспорта после Великой Отечественной войны.
Ве6сьма важным является тот факт, что именно на эти годы приходится необычайно напряженная работа первых послевоенных лет, связанная с восстановлением варварски разрушенного железнодорожного транспорта, а также важнейшие научно-технические, организационные и хозяйственные мероприятия, превратившие железные дороги крупнейшей державы, какой был СССР, в мощнейшую транспортную систему.
Следует отметить и то, что Борис Бещев среди министров (наркомов) путей сообщения СССР — первый профессионал, инженер-железнодорожник, имеющий большой опыт работы на железных дорогах (в том числе — начальник Орджоникидзевской, Куйбышевской и Октябрьской дорог), а также и в аппарате министерства (начальник управления, заместитель и первый заместитель министра путей сообщения).
Говоря о роли и значении Бориса Бещева как министра путей сообщения, важно вспомнить об оценке, данной ему Почетным генеральным секретарем Международного союза железных дорог господином де Фонгалланом, которого по праву называли «философом звенящих рельсов».
В журнале «В мире науки» (публикующемся на пяти языках мира), № 12 за 1985 году он назвал Бориса Бещева в числе трех великих железнодорожников. Это: «Луи Арманд, Борис Бещев, Хидео Шима. Их труд способствовал прогрессу мировой железнодорожной системы. Мы воздаем должное французскому специалисту за внедрение современных средств автоматизации на железных дорогах, советскому — за привнесение в эту область духа интернационализма и японскому — за введение новых стандартов на средства технического оснащения и обслуживание на железных дорогах».
Борис Бещев родился 30 июля в селе Великое Ярославской губернии, сын рабочего-текстильщика, в 8 лет остался без отца, воспитывался в семье старшего брата. С 1919 года семья переехала в Поволжье, где Борис трудился на железнодорожном телеграфе.
Обрабатывая день за днем информацию сотен телеграмм о движении поездов, Борис Бещев по собственной инициативе стал проводить их логистический анализ и нашел задатки организатора. Молодой телеграфист увидел простые способы улучшить логистику железнодорожных перевозок, переведя основную их часть на короткие (или быстрые) маршруты с задействованием большего числа паровозов
По окончании курсов Борис Бещев в 1930 году отправляется на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который и заканчивает в 1935 году с отличной оценкой по специальности инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Молодой инженер Борис Бещев направляется на станцию Ховрино Октябрьской дороги, где трудится инженером, заместителем начальника станции, а после приглашается в аппарат НКПС на должность старшего ревизора-диспетчера по дорогам Центра (курировал Белорусскую дорогу).
В августе 1937 года его назначают заместителем начальника Южного распорядительного отдела Главного управления движения. В конце того же 1937 года (в ноябре) в возрасте 34 лет его назначают начальником Орджоникидзевской железной дороги.
В 1940-1941 годах Борис Берещев является начальником Октябрьской железной дороги. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, с августа 1941 года становится первым заместителем Оперативно-эксплуатационного управления НКПС. В статусе особоуполномоченного НКПС Борис Бещев занимается организацией воинских перевозок, эвакуацией из Ленинграда ценного промышленного оборудования. Под управлением Бориса Бещева за два месяца перед блокадой из Ленинграда железнодорожным транспортом было вывезено 740 тысяч человек, более 90 промышленных предприятий. Во второй половине 1941 года Борис Бещев создал эвакуацию железнодорожным транспортом из европейской части СССР на Урал и в Сибирь оборудования 2600 предприятий, 18 миллионов рабочих и членов их семей. Во встречном направлении, на фронт было доставлено 290 дивизий, свыше 2 миллионов солдат и командиров, сотни тысяч единиц танков, орудий, а также боеприпасы. Были подготовлены и обучены специальные фронтовые машинисты, управлявшие локомотивами в районах боевых действий и на непосредственных подступах к ним.
Сразу же после победоносного окончания Великой Отечественной войны с фашистской Германией началась невиданная по масштабам и срокам осуществления переброска войск и боевой техники на Дальний Восток.
После окончания Великой Отечественной войны с японскими милитаристами наступил не менее ответственный этап восстановления разрушенного хозяйства, что вновь потребовало серьезной перестройки работы транспорта. И нужно сказать, что и в этом случае железнодорожный транспорт и его труженики оказались на высоте. Они создали опережающее восстановление своего хозяйства и освоили большие объемы перевозок, создав тем самым благоприятные условия для успешного ведения восстановительных работ во всех отраслях народного хозяйства. Если довоенный уровень производства в основных отраслях промышленности был достигнут к середине 50-х годов, то грузооборот железнодорожного транспорта уже через 3 года после завершения войны достиг довоенного уровня. В 1950 году отправление грузов против 1940 года увеличилось на 40 %, а грузооборот — на 45 %. Успешная работа железнодорожного транспорта в сочетании с героическим трудом всего советского народа позволили в короткий срок осуществить практически невозможное: ликвидировать в основном последствия невиданно разрушительной и жестокой войны.
С 1946 года Брис Бещев — первый заместитель министра, а с 5 июня 1948 года — министр путей сообщения СССР. Вместе с назначением Совет Министров СССР присвоил Бещеву звание генерал-директора путей сообщения. Создал восстановление подвижного состава и капитальный ремонт пути, разрушенного в ходе войны.
Член ЦК КПСС с 1952 года. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 4-9-го созывов (1954-1979) от РСФСР. В Верховный Совет 9 созыва избран от Красноярского избирательного округа № 16 РСФСР
Ушел в отставку 14 января 1977 года, после 28 лет и 7 месяцев пребывания на посту министра МПС.
Награды Бориса Бещева:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта, Бещеву Борису Павловичу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
Генерал-директор 1-го ранга (29.07.1945). Награжден 7 орденами Ленина (в том числе 23.11.1939, 29.07.1945, 1.08.1959, 15.07.1963), 2 орденами Октябрьской Революции (13.07.1973, 14.01.1977), орденом Трудового Красного Знамени (24.11.1942), медалью «За трудовую доблесть», другими медалями
Герой Социалистического Труда Борис Бещев умер 27 мая 1981 года
Труд — Валерий Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда
Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»
Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР
Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении
если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее