Борис Шпитальный — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Борис Шпитальный родился 7 августа 1902 года

Борис Гавриилович Шпитальный — оружейный конструктор СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий первой степени.

Борис Шпитальный родился в Ростове-на-Дону 7 августа (25 июля по старому стилю) 1902 года в семье механика.

В 1908 году перебрался жить в Москву, где окончил Комиссаровское техническое училище. После окончания школы в 1919 году стал помощником машиниста на железную дорогу. В 1921-1922 годах — механик на Мытищинском вагоностроительном заводе. С 1923 года трудился в Тимирязевской сельскохозяйственной академии в лаборатории гидравлических установок и одновременно учился в Московском механическом институте по специальности авиационного машиностроения, который окончил в 1927 году. После работал в Москве в Научном автомоторном институте (НАМИ).

В период с 1934 по 1953 годы работал начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро ОКБ-15 в Туле.

Член ВКП(б) с 1940 года.

28 октября 1940 года за выдающиеся области создания новых типов вооружения Б.Г. Шпитальному присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

В октябре 1941 года опубликована беседа с конструктором («Пушки идут в воздух») в газете «Вечерняя Москва».

Пулемет ШКАС
В 1930 году Борис Шпитальный создал 7,62 миллиметровый скорострельный авиационный пулемет. В наладке технологического оборудования для серийного производства нового пулемета деятельное участие принял Иринарх Комарицкий. По настоянию Бориса Шпитального пулемет получил индекс ШКАС «Шпитального-Комарицкого Авиационный Скорострельный»

Пулемет ШКАС создавался в городе Тула в Конструкторском бюро, которым руководил Павел Третьяков.

В проектировании и отработке пулемета ШКАС также участвовал конструктор Сергей Ярцев. Позже совместно с Александром Волковым он проектировал 23- миллиметровую авиационную пушку ВЯ-23 (Волкова-Ярцева), которая стала конкурентом пушки Шпитального Ш-23.

11 октября 1932 года Реввоенсовет СССР после успешных полигонных испытаний пулемета ШКАС принял постановление о его принятии на вооружение ВВС и серийном производстве.

С 1933 по 1940 год выпущено 110 000 пулеметов.

В 1934 году собраны турельная и крыльевая модификации ШКАС.

В 1934 году Борис Шпитальный возглавил оружейное Специальное опытно-конструкторское бюро №16.

Пулеметы ШКАС поступали на вооружение нескольких типов боевых самолетов ВВС в 1932-1945 годах.

Совершенствование авиационной техники с созданием цельнометаллической конструкции планера, защитой броневыми элементами кабины пилотов и наиболее важных узлов, увеличение скорости полета резко повысило живучесть самолетов в бою. Опыт боевых действий показал необходимость увеличения калибра пули и скорострельности авиационных пулеметов, а также оснащения самолетов малокалиберными скорострельными пушками. По тому же пути происходило совершенствование стрелковых и пушечных систем противовоздушной обороны.

В сложившихся условиях удачная конструкция 7,62 миллиметрового пулемета ШКАС должна была эволюционировать в сторону увеличения калибра, скорострельности и даже стать основой для создания малоколиберных авиационной и танковой пушки.

Автоматическая зенитная пушка Шпитального
В 1935 году Постановлением Совета Труда и Обороны Борису Шпитальному и Заводу № 8 имени Михаила Калинина было поручено срочно создать 37 миллиметровую автоматическую зенитную пушку. В 1936 году была собрана опытная серия из 20 орудий, установленных на автомобилях и в башне танка Т-26. Испытания зенитной пушки Шпитального показали ряд недостатков системы, в связи с чем на вооружение она не принималась.

Пулемет УльтраШКАС
В рамках конкурса Борис Шпитальный и Иринарх Андреевич Комарицкий 15 мая 1937 году представили новый скорострельный пулемет «УльтраШКАС», созданный на основе ШКАС. Его скорострельность достигала 2 800-3 000 выстрелов в минуту. Однако в сравнении со ШКАС модифицированный УльтраШКАС обладал низкой надежностью с частыми отказами. Этот дефект так и не удалось устранить. УльтраШКАС выпускался малыми сериями до 1939 года.

Механическая спарка МСШ
В 1935 — 1936 годах конструкторы ПКБ Тульского оружейного завода В. Полюбин и А. Троненков под руководством Константина Руднева создали механическую спарку пулеметов ШКАС. Конструкция обеспечивала одновременную стрельбу двух пулеметов, чем достигалась скорострельность спарки до 3600-4000 выстрелов в минуту. Принцип действия заключался в использовании энергии пороховых газов, образующихся во время выстрела в одном пулемете, для ускорения возвратного движения частей второго пулемета. Совершенствуя конструкцию, удалось довести темп стрельбы спарки до 6000-6400 выстрелов в минуту.

В сентябре 1936 года спаренные пулеметы испытаны в воздухе и в июне 1937 года новой системе было присвоено наименование «Механическая спарка ШКАС (МСШ)». Механические спарки МСШ первоначально устанавливались в качестве носовой пулеметной установки на самолетах-бомбардировщиках и выпускались небольшими сериями.

Спаренный ШКАС МСШ также размещался на танках, бронепоездах и торпедных катерах Г-5 и Д-3.

Пулемет ШВАК
В 1935 году Семен Владимиров, взяв за основу 7,62 миллиметровый пулемет Шпитального-Комарицкого, создал крупнокалиберный 12,7 миллиметровый пулемет, получивший индекс «Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный» ШВАК.

В 1930-е годы Михаил Кнебельман, преподаватель эксплуатации авиационного вооружения Ленинградской военно-технической школы ВВС РККА, написал учебники по ремонту 7,62 миллиметрового авиационного скорострельного пулемета ШКАС и 12,7 миллиметрового авиационного пулемета ШВАК.

Пушка ШВАК
На основе пулемета ШВАК Семен Владимиров создал авиационную 20 миллиметровую пушку с сохранением индекса ШВАК.

Пулеметы и пушки ШВАК устанавливались на большинстве типов боевых самолетов СССР. Пушка ШВАК стала наиболее массовой среди подобных систем, состоящих на вооружении боевой авиации в годы Второй мировой войны.

В июле 1941 года на Горьковском автозаводе под руководством конструктора Николая Астрова в инициативном порядке был построен прототип легкого танка Т-60.

Наркому НКТП Вячеславу Малышеву танк понравился. Он предложил вооружить машину авиационной 20-мм автоматической пушкой ШВАК. Вячеслав Малышев организовал встречу Николая Александровича Астрова с конструкторами авиационного вооружения из ОКБ-15 и ОКБ-16. Николай Александрович вспоминал, что ему пришлось уговаривать конструктора авиационного вооружения Бориса Шпитального разработать танковый вариант авиапушки ШВАК. Танковый вариант этого орудия установили на второй опытный образец танка, который был показан Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину. Конструкция Т-60 с модифицированной пушкой ШВАК была рекомендована к производству. В кратчайшие сроки испытания танка были завершены, и Постановлением Государственного комитета обороны машина была принята на вооружение.

Танковая модификация пушки ШВАК проходила доработку до декабря 1941 года в ОКБ-16 под руководством Александра Нудельмана и официально ее приняли на вооружение под обозначением ТНШ (или ТНШ-1 — танковая Нудельмана — Шпитального).

Пушка ТНШ
Для нужд танковой промышленности пушка Шпитального-Владимирова подверглась глубокой модернизации, которую осуществил Александр Нудельман.

В 1941-1942 годах мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями устанавливалась на легких танках Т-30 вместо 12,7 миллиметрового пулемета ДШК, что позволило увеличить мощность огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели: подкалиберный снаряд танковой пушки ШВАК пробивал броню до 35 мм.

Вариант пушки ШВАК-20 под индексом ШВАК-танковая, ТНШ-20, ТНШ-1, или ТНШ «танковая Нудельмана — Шпитального» серийно устанавливалась на легких танках Т-60.

Позже на танк Т-60 предполагалось устанавливать усовершенствованную пушку ТНШ-2, но ее конструкция оказалась неудачной и пушка на вооружение не поступила.

Основой конструкции ТНШ стала авиационная крыльевая пушка ШВАК; от мотор-пушки заимствован ствол, от турельной — тяга перезаряжания, заново созданы спусковой механизм, прицел и затыльник.

Пушки ТНШ имела ствол длиной 82,4 калибра. Максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Пушкой было оснащено несколько сот танков Т-60.

Пушка ТНШ в порядке эксперимента также устанавливалась на плавающем танке Т-38. Опытный образец танка получил индекс Т-38Ш. В процессе испытаний пушка ТНШ вышла из строя и испытания танка прекратились.

Авиационные пушки Ш-20 и Ш-23
В 1942-1943 году Борис Шпитальный в ОКБ-15 работал над созданием авиационной пушки Ш-20 для замены пушки ШВАК-20. Имея меньший темп стрельбы — 659 выстрелов в минуту против 700-1000 у конкурентов, пушка превосходила в весе аналогичные проекты: Б-20 конструкции Михаила Березина и В-20 конструкции Семена Владимирова.

После испытаний авиационная пушка Бориса Шпитального Ш-20 была рекомендована к вооружению. Предполагалась установка Ш-20 на штурмовик Ил-2, тяжелый истребитель Ил-1, а также на штурмовики Ил-6 и Ил-10[6]. Шпитального обязали повысить темп стрельбы, при этом условии пушка могла быть принята на вооружение.

Доводка и постановка в серию пушки Ш-20 столкнулись с определенными трудностями. Взамен пушки Шпитального на вооружение была принята более скорострельная пушка Березина Б-20. Работы по Ш-20 были прекращены.

Позже на базе Ш-20 с заменой ствола Шпитальный создал авиационную пушку Ш-23, которую предполагалось устанавливать на самолеты Ту-4 и опытный бомбардировщик «150».

5 июня 1944 года директор ОКБ-15 Борис Шпитальный написал письмо № 381с наркому авиационной промышленности Шахурину, в котором сообщил о создании новой авиационной пушки Ш-23 и предложил ее к вооружению пушечных самолетов. Однако Ш-23 не удовлетворяла военных и на вооружение ВВС не поступила.

Авиационные пушки 37 мм и 45 мм
С конца 1930-х и в 1940-е годы Борис Шпитальный занимался разработкой авиационных пушек калибра 37 миллиметров и 45 миллиметров, которые получили обозначение Ш-37 и Ш-45.

В 1938 году в Ташкенте на авиационном заводе № 84 коллектив конструкторов под руководством Николая Поликарпова построил прототип двухмоторного самолета-штурмовика ВИТ-2 — «Воздушный истребитель танков второй», в крыльях которого устанавливались две пушки Шпитального Ш-37. Самолет серийно не производился.

На оружейном Заводе № 74 в Туле 1941 году было произведено 40 пушек Ш-37 и в 1942 году — еще 196 штук.
В 1941 году 37-миллиметровая пушка Шпитального устанавливалась на истребитель ЛаГГ-3. На истребители Як-7 устанавливалась модификация: пушка МПШ-37 Мотор-Пушка Шпитального калибра 37 миллиметров; самолет получил индекс Як-7-37. Штурмовики Ильюшина Ил-2 вооружались модификацией под индексом пушка ШФК-37 — Шпитального Фюзеляжно-Крыльевая калибра 37 миллиметров, которая размещалась в баках под крылом самолета.

1 сентября 1942 года на полигоне под Москвой в присутствии наркома вооружений Бориса Ванникова прошли сравнительные испытания пушки ОКБ-15 Ш-37 и новой 37 миллиметров пушки ОКБ-16 НС-37. Отстрел пушек производился с самолетов ЛаГГ-3. В трех сериях стрельбы Ш-37 трижды отказала, в то время как отстрел НС-37 прошел без отказов. По результатам испытаний было принято решение Ш-37 снять с производства с одновременным запуском в серию авиационной пушки Нудельмана-Суранова НС-37.

В июле 1943 года Государственный комитет обороны предложил на конкурсной основе ОКБ-15 Бориса Шпитального и ОКБ-16 Александра Нудельмана создать авиационную пушку калибра 45 миллиметров.

ОКБ-15 создало прототип Ш-45 на основе конструкции уже имевшейся пушки Ш-37. Пушка Шпитального Ш-45 проходила испытания на истребителе ЛаГГ-3, которые были признаны неудовлетворительными. Авиационная пушка Ш-45 обладала низкой надежностью, работы по ее совершенствованию не привели к успеху.

Конкурентами пушек Шпитального были принятые на вооружение ВВС авиационные пушки конструкторов Александра Нудельмана и Александра Суранова НС-37 и НС-45, созданные в ОКБ-16.

Авиационная пушка 57 мм
В 1944 году в ОКБ-15 начались работы над созданием скорострельной авиационной пушки большой мощности Ш-57 калибра 57 миллиметров. Под новую пушку предполагалось использование нескольких типов снарядов различного назначения. Пушка Шпитального Ш-57 проходила испытания, но до серийного образца конструкция не была доведена.

В ОКБ-16 под руководством Нудельмана также была создана 57 мм авиационная пушка Н-57, выпущеная малой серией. Пушкой Н-57 первоначально были вооружены истребители МиГ-9, но их эксплуатация оказалась неудовлетворительной и пушку сняли с вооружения.

Преподавательская деятельность
В 1949 стал профессором. С 1953 года — профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

В 1956 году Борис Шпитальный был избран заведующим кафедрой технических дисциплин, а затем заведующим кафедрой технологии важнейших отраслей промышленности Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ, ныне Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации). В 1968 году в связи с упразднением кафедры был переведен на должность профессора кафедры экономики промышленности, где работал до 1969 года.

Награды Бориса Шпитального:
Герой Социалистического Труда (28.10.1940, медаль № 5),
Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку новых типов авиавооружения (ШКАС),
Сталинская премия первой степени (1942) — за изобретение нового типа авиавооружения
два ордена Ленина,
орден Кутузова I степени (16.09.1945),
орден Суворова II степени (18.11.1944),
два ордена Трудового Красного Знамени,
орден Красной Звезды,
медали.

Борис Шпитальный умер 6 февраля 1972 года. Похоронен в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: