Борис Стечкин — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Борис Стечкин родился 5 августа 1891 года

Борис Сергеевич Стечкин — советский ученый и конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года). Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957) и Сталинской (1946) премий.

Борис Стечкин родился в деревне Труфаново Алексинского уезда Тульской губернии (ныне городского округа Тула) в дворянской семье Стечкиных.

В Орловском кадетском корпусе Борис Стечкин получил среднее образование, которое окончил в 1908 году. Далее он поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища. В то время там преподавал профессор Николай Жуковский (его родной дядя) и Стечкин стал членом его авиационного кружка. Во время обучения Борис Стечкин также трудился в качестве инженера и конструктора; совместно с Владимиром Ветчинкиным он рассчитывал для летчика Петра Нестерова его знаменитую «мертвую петлю».

Чтобы продолжать работу с Николаем Жуковским, Борис Стечкин подал прошение о продлении обучения в училище и учился там до 1918 года.

Борис Стечкин совместно с Александром Микулиным в период с 1915 по 1917 годы трудился в лаборатории по военным изобретениям Николая Лебеденко. Там они изобрели прицел для бомбометания с легендарного «Ильи Муромца». Также в процессе работы над проектом «Царь-танка» собрали свой первый мотор АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин). Двигатель имел выдающиеся по тем временам характеристики и конструкторские решения (например, впрыск топлива в цилиндры), но был создан из некачественных материалов и проработал всего несколько минут, после чего его шатуны погнулись. События 1917 года в России и прекращение финансирования остановили доработку этого двигателя, но опыт пригодился и Стечкину, и Микулину, который стал впоследствии ведущим конструктором поршневых авиационных двигателей в СССР.

Завершив учебу в училище в 1918 году, по представлению Николая Жуковского Борис Стечкин остался работать на кафедре для подготовки к званию профессора. В 1921 году Борис Стечкин избран профессором.

В 1920-х годах Стечкин стал одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносившим заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники.

Борис Стечкин был автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчетов тепловых двигателей и лопаточных машин. В то же время он проявил себя и как значительный конструктор-практик. С 1931 по 1933 год в конструкторском бюро под его началом были спроектированы, построены и успешно прошли стендовые испытания быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ и КОДЖУ, была завершена работа над тысячесильным ФЭД-8. Хотя эти двигатели и не пошли в серийное производство, заложенные в них на стадии проектирования прогрессивные идеи стали фундаментом для создания под руководством Стечкина и при его участии в 1933-1937 годах двух оригинальных авиационных дизелей.

Трудясь в различных научных и конструкторских организациях, Борис Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Николаем Жуковским, Фридрихом Цандером, Сергеем Королевым, Андреем Туполевым, Александром Микулиным и другими.

Борис Стечкин активно участвовал в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ (заведующий винтомоторным отделом), ВВИА имени Жуковского, Института двигателей АН СССР (1951), первым директором которого он являлся. В начале 1930 года стал заместителем директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). В период с 1929 по 1930 годы в составе делегации советских инженеров ездил в США для закупки машин для промышленности.

В период с 1933 по 1935 годы трудился начальником научно-исследовательского отдела, с 1935 — заместитель начальника ЦИАМ. Значительную часть научной деятельности Б. С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-1927), МАИ (1933-1937), ВВИА имени Н. Е. Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

В романе Александра Бека «Талант (жизнь Бережкова)», посвященном биографии конструктора авиационных двигателей Александра Микулина, ученый выведен под именем Сергея Ганьшина.

В 1951 году Борис Стечкин был председателем Комиссии АН СССР по газовым турбинам, с 1953 возглавлял автомобильную лабораторию поршневых двигателей, на базе которой позже был создан Институт двигателей АН СССР и он стал его директором. В 1958 по научной линии совершил официальный визит в КНР, где имел встречу с Мао Цзэдуном.

В 1962 году Институт двигателей был упразднен, и Стечкин в 1963 году перешел в Институт механики АН СССР, затем в Автодорожный институт. Позже работал у Сергея Королева, научным руководителем отдела в ОКБ-1.

Член-корреспондент (1946), академик Академии Наук СССР (1953), действительный член Академии артиллерийских наук (1947).

Награды Бориса Стечкина:

медаль «Серп и Молот» (05.08.1961);
два ордена Ленина (24.01.1947, 05.08.1961);
орден Трудового Красного Знамени (02.07.1945);
орден Красной Звезды (18.08.1945);
Ленинская премия (1957) — за создание самолета Ту-104;
Сталинская премия второй степени (1946) — за создание нового образца авиационного мотора и коренное усовершенствование существующего мотора;
медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «В память 800-летия Москвы» (1947);
Королевская космическая медаль

Умер 2 апреля 1969 года на 78-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: