Последний рейс по спасению челюскинцев был совершен 13 апреля 1934 года
Челюскин — советский пароход. Пароход Челюскин был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательное плавание — 6 мая 1933 года. В первое плавание в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года под названием Лена. Командовал судном капитан Торгфлота СССР Петерис Безайс. В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 года. Пароход Лена переименовали 19 июня 1933 года. Он получил новое название — Челюскин в честь мореплавателя и исследователя Севера Семена Челюскина.
16 июля 1933 года пароход Челюскин под командованием первого капитана Петериса Безайса и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто Шмидта вышел из города Ленинград в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.
2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке Челюскина планировалось участие ледоколов.
Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода Александр Сибиряков.
Челюскин дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами Челюскин вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия Челюскин был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Еще заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с Челюскина сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Могилевич. На лед удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Через два дня после крушения судна в столице СССР была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Началось спасение челюскинцев.
5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ 4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолетах Р 5, Маврикий Слепнев на самолете Консолидейтед-Флитстер и Иван Доронин на Юнкерсе W 33 вывезли на материк остальных челюскинцев.
Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140-160 км от места ледовой стоянки. Летчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолете-амфибии Ш 2, служившем Челюскину для ледовой разведки.
Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии СССР 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.
С Чукотки на пароходах Смоленск и Сталинград челюскинцы отправились на Камчатку (28 мая), далее, во Владивосток (7-9 июня), а оттуда, на специальном литерном поезде, специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности, в Хабаровск (10 июня) и до столицы СССР.
19 июня 1934 года в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград.
Летчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза. Герой Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и, в числе других спасателей, были награждены высшей наградой СССР — орденами Ленина. Анатолий Ляпидевский в 1939 году первым удостоился награждения медалью Золотая Звезда. За помощь при спасении челюскинцев ордена Ленина были удостоены и двое американских бортмехаников, Клайд Армстед и Уильям Левери, 20 апреля 1934 года. Звание Герой Советского Союза получил также летчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолета ему не довелось снять ни одного челюскинца со льдины.
Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденами Красной Звезды. А также «за выдающееся участие в организации и проведении спасения челюскинцев и сохранении научных материалов экспедиции» постановлением от 15 июня 1934 года начальник полярной станции Мыс Северный и председатель Чрезвычайной тройки Г. Г. Петров, командир самолета СССР Н4 Федор Куканов были награждены орденами Красной Звезды; ордена Трудового Красного Знамени были вручены радистам Т. Х. Хаапалайнену, Л. Н. Шрадер, Е. Н. Силову, механику рации мыса Северного С. И. Семенову, начальнику полярной станции Уэлен Н. Н. Хворостянскому и члену Чрезвычайной тройки Я. В. Погорелову. В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов.