Детская железная дорога

В СССР была выстроена уникальная система учреждений дополнительного образования для детей

В СССР в формате детских железных дорог была выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учебы и «работы» в формате «как взрослый». Дополнительное образование в СССР было тщательно и грамотно продумано.

В процессе обучения юные железнодорожники (учащиеся детских железных дорог) знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: машинист локомотива, проводник пассажирских вагонов, осмотрщик вагонов, дежурный по железнодорожной станции, монтер пути, электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки, а также с деятельностью компании в целом.

Образовательные программы в СССР, реализуемые на детских железных дорогах включают в себя такие направления: профессиональное обучение, проектное обучение, личностные навыки и общекультурное развитие

Первая Детская железная дорога была построена комсомольцами города Москвы в 1932 году. Использовалась скорее в развлекательных целях, нежели учебных. Была электрифицирована. В конце 1930-х годов закрыта, а впоследствии забыта. 24 июня 1935 года аналогичная дорога по инициативе грузинских школьников была открыта в городе Тифлис (сегодня Тбилиси). Именно она официально считается теперь первой в мире. Немного позже была открыта детская железная дорога в Красноярске, первая в РСФСР. Участники строительства дороги в городе Тифлис через газету Пионерская правда обратились к своим сверстникам с призывом строить железные дороги в других городах страны. Идея получила поддержку, ее поддержали нарком путей сообщения Лазарь Каганович и академик Владимир Образцов, после чего они стали строиться в столицах почти всех союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог страны.

Детские железные дороги оказали неоценимую помощь в подготовке специалистов для отечественных железных дорог в периоды, когда страна по ряду демографических причин испытывала острый дефицит квалифицированных кадров. К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог. Почти все они находились в подчинении министерства путей сообщения.

По примеру СССР их начали строиться и в других социалистических странах: Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Китае, Кубе и др. При этом иностранные Детский железные дороги нередко отличались разветвленностью линий и большей протяженностью. Однако, из-за отсутствия во многих случаях государственной поддержки, в отличие от СССР, многие зарубежные железные дороги проработали как эксперимент не более 10-15 лет.

Стоит отметить, что в СССР в 1950-е — 1970-е годы от трети до половины выпускников детских железных дорог поступали в железнодорожные средние специальные и высшие учебные заведения. В последние годы этот процент заметно снизился.

Педагогическое значение детских железных дорог в СССР многопланово. Работа на железной дороге немыслима в одиночку, без взаимодействия с другими сотрудниками. Благодаря этому юный железнодорожник учится работе в коллективе.

Единые смены юных железнодорожников состоят из детей разного возраста, разных годов обучения. На многих должностях (например, проводник вагона, ревизор, кассир) юным железнодорожникам приходится тесно общаться с посетителями дороги, в том числе и со взрослыми. Это способствует развитию навыков общения детей не только со своими ровесниками. Работа на детской железной дороге дает детям осознание ответственности за свои действия, приучает к дисциплине и соблюдению правил техники безопасности. Помимо всего перечисленного детская железная дорога может и должна использоваться для организации досуга детей, эстетического развития их личности, а также расширения кругозора.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: