Дмитрий Чечулин — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Дмитрий Чечулин родился 22 августа 1901 года

Дмитрий Николаевич Чечулин — архитектор, художник, сценограф, педагог СССР. Герой Социалистического Труда (1976). Народный архитектор СССР (1971). Лауреат трех Сталинских премий (1941, 1949, 1953).

Дмитрий Чечулин — главный архитектор Москвы в 1945-1949 годах. Известен как инициатор проекта высотного строительства в Москве, а также как автор ключевых для архитектуры СССР 1960-1980-х годов зданий, в том числе гостиницы «Россия» (1964-1967) и Дома советов РСФСР (1965-1981).

Отец — Николай Александрович — родился в Петрозаводске в рабочей семье. Получив специальность слесаря, он перебрался жить в Санкт-Петербург, где трудился на Путиловском и Охтинском пороховом заводах. В 1896 году Дмитрий Чечулин был направлен на Шосткинский пороховой завод. В 1900 году за выдающуюся службу и производственные усовершенствования его наградили званием личного почетного гражданина. Супруга Николая Александровича — Анна Ивановна — была портнихой и зарабатывала частными заказами. 22 августа (9 августа по старому стилю) 1901 года в селе Шостка, в доме на улице Заводской (ныне дом № 3 по улице Короленко), родился Дмитрий Чечулин. В семье, кроме Дмитрия, было еще двое детей: брат Василий и сестра Валентина.

Семья Чечулиных была творческой: Николай Чечулин организовывал спектакли в заводском клубе, а Дмитрий помогал отцу в создании декораций. Василий стал художником, а сестра занималась художественной росписью по тканям.

Дмитрий Чечулин начальное образование получил в церковно-приходской школе, продолжил обучение в городском четырехклассном начальном училище. В 1918 году поступил на химическое отделение политехнического техникума (ныне Химико-технологический колледж имени Ивана Кожедуба Шосткинского института Сумского государственного университета) при Шосткинском заводе, где трудился в вечерние смены, чтобы поддержать семью после кончины отца в 1917 году. В те же годы служил в батальоне, созданном для охраны завода. Там он создавал наглядные пособия и агитационные плакаты.

Первую самостоятельную работу создал в 17 лет. Это был деревянный обелиск с изображениями вождей революции в городском сквере Шостки, установленный взамен снесенного в январе 1918 году бронзового бюста императора Александра II. Бюст был создан в 1871 году в честь 100-летия Шосткинского порохового завода, на котором в свое время трудился как сам Дмитрий Чечулин, так и его отец. Деревянный обелиск был уничтожен вошедшими в Шостку в начале апреля 1918 года немцами.

В 1921 году Дмитрий Чечулин добровольцем зачислился в Красную Армию, стал заместителем командира батальона по политчасти и в то же время занимался изготовлением наглядной агитации. Командование, заметив его способности, отправило его получать профильное образование в Москву.

В 1923 году Дмитрий Чечулин поступил на архитектурный факультет Высших художественно-технических мастерских в Москве, отказавшись от первоначальной идеи идти на живописный факультет. О том времени он оставил записи в своих мемуарах:

Дмитрий Чечулин — собрался, взял с собой самодельный этюдник с самодельными красками… Вот и все мое имущество. И еще взял с собой мандолину, подарок отца. В длинной шинели с нашивками, в буденовке приехал в Москву. Поезд подошел к перрону Киевского вокзала. Мог ли я подумать, что спустя несколько лет по моим проектам будут сооружены пригородный вокзал и станция метро «Киевская»

Поступив во ВХУТЕМАС, занимался в мастерской профессора-конструктивиста Николая Докучаева, а далее перешел к Алексею Щусеву. При этом известно, что будущий архитектор не принимал конструктивистскую архитектуру своих учителей, она ему совершенно не нравилась. Дмитрий Чечулин оформлял выставки, витрины, писал портреты.

Параллельно с обучением на архитектурном факультете продолжал заниматься живописью. Полтора года трудился в художественной студии Авагима Миганаджаяна и вместе с ним в 1924 году победил в конкурсе на оформление интерьеров «Нововарваринской» гостиницы в Москве. Это привело к знакомству с театральными художниками, а затем и в театр: Дмитрий Чечулин оформлял постановки столичных театров, в том числе спектакли «Елизавета Петровна» и «Царь Федор Иоаннович» для МХАТа, «Борис Годунов» для Большого театра и многие другие постановки. Однако увлечение театральной работой стало отвлекать от обучения и будущий архитектор свернул работу в роли художника.

Еще во время обучения присоединился к работе драматурга Дмитрия Смолина в проектировании народного театра на 12 тысяч зрителей без живописных декораций, со сценой наподобие цирковой арены и использованием свето- и цветомузыки. Через два года, к 1928-му, был готов пятый вариант проекта, а в 1929 году на создание механического макета Наркомом просвещения были выделены 12 тысяч рублей. Однако проект так и не был воплощен в жизнь из-за отсутствия заинтересованного заказчика. Впоследствии новаторские идеи были применены в Концертном зале имени Петра Чайковского и Концертном зале гостиницы «Россия».

В 1927 году его направили в Тверь, где в рамках практики он руководил восстановлением разрушенных во время гражданской войны зданий, корпусов текстильных фабрик.

В январе 1930 года Дмитрий Чечулин защитил диплом во ВХУТЕИНе (образован на базе ВХУТЕМАСа) на тему «Здания для ведомства по вопросам культуры». Чуть ранее, в 1929 году по распределению начал трудиться в «Проектгражданстрое» под руководством Григория Бархина и Евгения Шервинского. Через год перешел в Государственный институт проектирования городов, в отдел больничного строительства. Совместно с архитектором Н. В. Гофманом-Пылаевым построил хирургический корпус клинической больницы в Брянске, патолого-анатомический корпус при клинической больнице в Воронеже, поликлинику имени Дзержинского в Москве, а также больницы в Архангельске, Самаре, Дзержинске. К тому периоду относится и новое здание Горьковского индустриального института.

В июле 1931 года был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Практически никто из крупнейших архитекторов, кроме Бориса Иофана и Ивана Жолтовского, не принял участие в первом этапе конкурса — это связывают с тем, что они могли знать о грядущей смене государственного стиля, повороте от конструктивизма к неоклассике. Из 160 поданных проектов только два были решены в новой стилистике — проект И. Жолтовского и совместный проект Д. Чечулина и Анатолия Жукова, также сподвижника Алексея Щусева. В феврале 1932 проект получил Дмитрий Чечулин первую премию (всего было вручено 16 премий — 3 высших, 3 первых, 3 вторых и 3 третьих). На последующих этапах для Дворца было выбрано совершенно иное решение, однако успешное участие в конкурсе принесло известность архитектору.

Довоенный период
В 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) поставил задачу разработать Генеральный план реконструкции Москвы. В сентябре 1933 года для этого было созданы 10 проектных и 10 планировочных мастерских Московского совета, которым было поручено проектирование больших городских комплексов. Проектной мастерской № 2 руководил Алексей Щусев, и в сентябре 1933 года он пригласил к себе Дмитрия Чечулина. В 1935 году его назначили бригадиром мастерской № 2. Где-то в 1937 или 1938 году, во время начавшейся кампании против А.лексея Щусева, Дмитрий Чечулин возглавил его мастерскую и достраивал с видоизменениями некоторые из зданий, спроектированные еще Алексеем Щусевым. Например, концертный зал имени Петра Чайковского.

В мастерской, строящей гостиницу «Москва», Алексею Щусеву был доверен огромный коллектив молодых специалистов. Но он, видимо, не сумел оценить того высокого доверия, которое оказало ему государство, и поступил далеко не по-советски. Ущемление авторских прав молодых специалистов недостойно настоящего мастера
Цитата из письма Чечулина, процитированного в «Правде»

В 1939 году его назначили начальником управления проектирования Моссовета. Позднее мастерская войдет в состав Моспроекта, где он будет руководить ей вплоть до конца жизни.

В 1930-е годы начались работы по строительству первой линии московского метрополитена. Архитектор проектировал вестибюли станций метро «Комсомольская» и «Киевская». В соответствии с лозунгом «Строим лучшее в мире метро!», принятым ЦК партии, обе станции вышли богато декорированными в противовес «голому функционализму западноевропейской подземки». Также он работал над вестибюлями метро «Динамо» и «Охотный ряд».

С 1934 по 1936 год был слушателем новосозданной Всесоюзной Академии архитектуры. Во время обучения в числе других аспирантов он побывал в Австрии, Франции, Италии, Греции, Ближнем Востоке, Египте, Турции. В 1937 году на I Всесоюзном съезде советских архитекторов его избирали членом президиума правления Союза советских архитекторов.

В 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был возведен павильон «Московская, Тульская и Рязанская области», сейчас известный как павильон № 59 «Зерно» (к 1954 году архитектор его несколько видоизменит).

В 1940 году Дмитрий Чечулин принимал участие в экспериментах по поточно-скоростному строительству 12 жилых домов по Ленинскому проспекту; конкретно ему принадлежит проектирование домов № 12 и № 16. Также он принимал участие в проектировании будущего Кутузовского проспекта, где уже после войны по его плану был выстроен дом № 18.

В годы войны, занимая должность начальника проектирования Москвы, Дмитрий Чечулин организовывал штаб маскировки города и командовал военизированной ротой инженерной разведки. С 1942 года возглавлял специальную комиссию по восстановлению разрушенных зданий и сооружений.

В 1943 году совместно со скульптором Николаем Томским создал один из первых военных памятников — путепровод со скульптурами и памятными знаками на Ленинградском шоссе, напоминающий о победе под Москвой[24][34].

В 1944 году, взяв в соавторы Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, надстроил перемещенное при расширении Тверской улицы в 1937—1938 годах здание Моссовета — бывший дом московского генерал-губернатора. Этой реконструкции предшествовали 18 отвергнутых проектов Ивана Жолтовского, разработанных в 1939-1944 годах: архитектор отказывался реализовать идеи московских градоначальников.

Деятельность на посту главного архитектора города Москвы в 1945-1949 годах

Жилой дом на Котельнической набережной

Проект высотки в Зарядье
Совместно с архитектором Абрамом Заславским в 1944 году подготовил предложения по первоочередным работам в Москве в связи с празднованием 800-летия столицы, которое отмечалось в 1947 году. Предполагалось завершить реконструкцию главных магистралей и площадей, отреставрировать памятники, возвести новые монументы, подготовить книги по истории архитектуры столицы.

Высотное строительство тоже было приурочено к юбилею. Сооружение высоток в Москве стало возможно согласно Постановлению Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», вышедшему в январе 1947 года и развивавшему идеи Генерального плана Москвы 1935 года, разрешавшего возводить дома выше 9-12 этажей. Формальным автором идеи строительства серии высоток считается И. Сталин, все более разочаровывавшийся в идее Дворца Советов, однако в своих мемуарах архитектор указывал, что идею кольца московских небоскребов подал он лично.

Видя, что силуэт старой Москвы спасти невозможно, я много размышлял над тем, как сохранить исторически сложившийся характер нашей столицы. Мысль о высотных зданиях пришла во время работы над конкурсным проектом дома на Котельнической набережной. Некоторые коллеги, заботясь о том, как бы не перекрыть крупным зданием красивую композицию древних соборов на Швивой горке, предлагали построить здесь малоэтажное здание. Я же видел возможность масштабного сопоставления.

В 1945 году архитектор Дмитрий Чечулин был назначен главным архитектором Москвы, незадолго до этого вступив в ВКП(б). На новой должности с 1947 года он руководил работами по проектированию высотных зданий, для строительства каждого из которых были созданы авторские группы. Уже к весне 1949 года без всяких публичных конкурсов были готовы проекты восьми зданий. Сам архитектор работал над двумя запланированными высотками — жилым домом на Котельнической набережной (совместно с архитектором Андреем Ростковским и главным инженером Л. М. Гохманом) и административным зданием в Зарядье.

Дом на Котельнической набережной стал продолжением девятиэтажного жилого дома, стоявшего вдоль Москвы-реки и спроектированного архитектором еще до войны. Один из корпусов будущей высотки начали возводить в 1937 году, и к началу масштабного строительства в 1947 году, когда для нового дома снесли четыре соседних переулка (Большой и Малый Подгорные, Курносов и Свешников), он стоял 8-этажным недостроем. Сложный характер местности с перепадом высот заставил архитектора включить будущий кинотеатр «Иллюзион» в тело нового дома. И чтобы компенсировать потерю площадей, центральную часть высотки архитектор увеличил с 16 до 26 этажей (вместе с техническими помещениями высота дома составила 32 этажа). Уже в 1952 году 176-метровый дом на 700 квартир начали заселять: большую часть квартир заняли сотрудники НКВД, остальные квартиры дали деятелям культуры и науки; среди жильцов дома был и сам архитектор.

На посту главного архитектора Москвы также занимался разработкой и реализацией масштабного проекта реконструкции центра Москвы, рассчитанного на 20-25 лет. Необходимость реконструкции стала следствием строительства «высоток», требовавшего ансамблевого решения градостроительных узлов.

В январе 1950 года архитектора на посту главного архитектора Москвы сменил Александр Власов, приехавший из Киева вместе с Никитой Хрущевым. С этого момента его влияние стремительно сходит на нет.

В 1957 году Дмитрий Чечулин посетил КНР и спроектировал Дом радио в Пекине. По возвращении он занимался проектированием типовых проектов школ, больниц и других общественных учреждений Москвы.

К 1958 году был достроен довоенный проект архитектора — гостиница «Пекин» напротив концертного зала имени Петра Чайковского. Тогда же на площади появился памятник Владимиру Маяковскому.

В 1960 году предложил и реализовал проект открытого плавательного бассейна «Москва» вместо котлована, оставшегося после прекращения строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Площадь бассейна составляла 13 тысяч квадратных метров, он мог принять до двух тысяч человек. На территории были построены павильоны и благоустроен пляж.

C завершением строительства Дворца Съездов в Кремле возникла необходимость во вместительной гостинице. Ее проектирование поручили мастерской архитектора. Так у него появилась возможность использовать территорию Зарядья и уже готовые фундаменты. После краткой командировки 1958 года в Лондон и Париж архитектор создал проект гостиницы «Россия», рассчитанной на пять тысяч человек (2722 номера). После строительства с 1964 по 1967 год она стала крупнейшим в мире гостиничным комплексом. В южном корпусе находился центральный концертный зал на 2600 мест, открытый в 1971 году, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест. Объемы гостиницы были сравнимы с объемом основания непостроенной высотки.

Также в 1959 году его назначили главным архитектором Всемирной выставки, которую планировали принять в Москве к 50-летию Октября в 1967 году.

Последней крупной работой Дмитрия Чечулина архитектора стал Дом Советов РСФСР (ныне Дом Правительства Российской Федерации) на Краснопресненской набережной, за проектирование и строительство которого его отметили Ленинской премией. В его архитектуре он воплотил идею, заложенную в проекте Дома Аэрофлота: над развитой монументальной нижней частью сооружения поднимается высокий плоский корпус, углы которого мягко закруглены.

Преподавал архитектуру в Московском высшем художественно-промышленном училище.
Архитектор был крупным общественным деятелем, неоднократно избирался депутатом Моссовета, депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. В декабре 1979 года был избран академиком Академии художеств СССР. Действительный член Академии архитектуры СССР (1939-1955), действительный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956-1963). Председатель Московского отделения Союза архитекторов СССР (1937-1942).

Награды Дмитрия Чечулина:

Герой Социалистического Труда (1976);
Народный архитектор СССР (1971);
Ленинская премия (1984);
Сталинская премия первой степени (1940) — за архитектурные проекты станций «Киевская» и «Комсомольская» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича (1935-1938);
Сталинская премия первой степени (1949) — за архитектурный проект административного здания в Зарядье;
Сталинская премия (1953) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы;
Премия Совета Министров СССР (1976);
Два ордена Ленина (1947, 1976);
Орден Октябрьской Революции (1971);
Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1957);
Орден Дружбы народов (1981);
Орден «Знак Почета» (1939);
Медаль «За трудовую доблесть» (1940);
Медаль «В память 800-летия Москвы»;
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы».

Постоянно жил в Москве, в доме на Котельнической набережной. Умер 29 октября 1981 годав Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3; памятник — скульптор Г. Чечулина, архитектор Д. Великорецкий).

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 2202206161907659 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: