Герой Социалистического Труда Дмитрий Чумаченко родился 22 февраля 1912 года
Дмитрий Михайлович Чумаченко — авиастроитель, директор Ростовского вертолетного завода в период с 1955 по 1980 год. Почетный авиастроитель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной Премии СССР.
Дмитрий Чумаченко родился 22 февраля в городе Баку в семье рабочего-кораблестроителя.
Юность его прошла в городе корабелов – Николаеве. В Николаев родители переехали из Баку после его рождения. Свой трудовой путь он начал на знаменитом судостроительном заводе имени Андре Марти в качестве ученика слесаря после окончания фабзавуча. После поступил на рабфак Харьковского авиационного института ХАИ, только что открытого в Николаеве, и в сентябре 1931 года он уже учился в Харькове.
После окончания ХАИ получил назначение на только что построенный Иркутский авиационный завод. Там Дмитрий Чумаченко познакомился со своей будущей женой Маргаритой Матвеевной, там же у них родилась дочь Нина.
Дмитрий Чумаченко, работая на Иркутском авиазаводе, прошел путь от мастера до начальника цеха в 1940 году. Должность начальника цеха послужила хорошей школой для будущего руководителя авиационного завода, поскольку требовала не только глубоких профессиональных знаний, но и умения ладить с людьми, вникать в их нужды и чаяния. На должностях начальника цеха он находился до 1947 года, возглавляя слесарно-сборочный, инструментальный, аэродромный и, наконец, самый главный — цех окончательной сборки самолетов.
В 1947 году работники Иркутского авиазавода, зная Дмитрия Чумаченко как человека честного и принципиального, выбрали его председателем заводского комитета профсоюзов. В 1949 году руководство Иркутского авиазавода за заслуги в производственной и общественной деятельности направило Чумаченко на учебу в Москву в Академию авиационной промышленности. Там готовили руководителей производства высшего звена.
Директор завода
После окончания Академии в 1951 году Дмитрий Чумаченко получил назначение на Ростовский авиационный завод на должность главного контролера качества выпускаемой продукции. В тяжелейшие для завода годы, когда директора завода менялись через каждые год-полтора, в январе 1955 года его директором стал Дмитрий Чумаченко. Это был период, когда из-за отсутствия заявок от министерства авиационной промышленности производство на предприятии, можно сказать, остановилось. Речь шла о возможном расформировании завода. Директор искал выход из создавшегося положения и, встретившись в Москве с Генеральным конструктором вертолетов Михаилом Леонтьевичем Милем, загорелся его идеями винтокрылых машин, понял, что будущее — за ними, и работы у завода будет невпроворот.
Так, в 1956 году предприятие, постоянно находившееся в условиях недогруженности из-за невостребованности выпускаемых самолетов, было перепрофилировано на выпуск винтокрылых машин и превратилось в один из крупнейших в мире серийных заводов по производству вертолетов. И в этом неоценимая заслуга Дмитрия Чумаченко.
Создать и воплотить в жизнь такую титаническую работу мог только человек неординарный, преданный долгу. Ветераны завода до сих пор вспоминают Дмитрия Михайловича Чумаренко, как человека большого природного таланта: прекрасный инженер, организатор, руководитель, остро чувствующий время. Это был человек твердой воли и чрезвычайной смелости при решении государственных проблем и, при этом, очень отзывчивый к людям.
25 лет (с 1955 по 1980 годы) он стоял у руля Ростовского вертолетного объединения. Под его управлением была осуществлена коренная реконструкция предприятия, освоено производство первых в стране вертолетов конструкции Миля:
Ми-1 (1956);
Ми-6 (1959), Ми-10 (1963);
Ми-24 (1973);
Ми-10К (1975);
Произведен запуск и начато производство Ми-26 (1978-1979).
Для производства больших вертолетов нужны были огромные производственные площади. При нем был выстроен новый громадный корпус цеха сборки вертолетов, новое здание кузнечно-прессового цеха и ряд других заводских корпусов.
Кроме производственной деятельности Дмитрий Чумаченко повседневно заботился об улучшении быта заводчан и их семей. В годы его директорства было начато строительство жилья для работников завода, детских садов, общежитий. На территории завода были построены кафе и столовые. Ранее небольшая заводская амбулатория стала медсанчастью на 45 кабинетов, оснащенных новейшей аппаратурой того времени.
Все время заботился директор Дмитрий Чумаченко и о досуге работников завода. В ноябре 1976 года был построен Дворец культуры вертолетостроителей, в который он вложил много сил и здоровья. Будучи сам человеком эрудированным и большим любителем книг, он лично следил за оснащением заводских библиотек технической и художественной литературой. В 1960 году для отдыха заводчан на черноморском побережье был построен оздоровительный комплекс «Зорька» с пионерским лагерем для их детей.
За годы управления Ростовским вертолетным заводом Дмитрий Чумаченко был удостоен многих правительственных наград: два ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, 6 медалей, а самым высоким стало звание Героя социалистического труда (1971 год). За освоение серийного выпуска самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-6в 1968 году он получил звание лауреата Государственной премии СССР. Кроме того, он удостоен звания «Почетный авиастроитель». Ордена «Знак Почета» (1943), «Отечественной войны 2-й степени» (1945) и медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» он получил, работая на Иркутском авиационном заводе в годы войны.
Дмитрий Чумаченко, помимо производственной деятельности, активно принимал участие в общественной жизни города Ростова-на-Дону и области, будучи неизменным членом бюро горкома и обкома партии. Он неоднократно избирался депутатом городского и областного советов депутатов трудящихся.
В январе 1980 Ростовское Вертолетное производственное объединение торжественно проводило своего Генерального директора на заслуженный отдых. Однако, он продолжал заниматься винтокрылой техникой.
До самой смерти Дмитрий Чумаченко 7 ноября 1989 года работал заместителем начальника филиала Московского вертолетного завода имени Михаила Миля в Ростове-на-Дону.
Труд — Валерий Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда
Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»
Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР
Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении
если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее