
В СССР регулярная эксплуатация электропоезда ЭР200 началась 1 марта 1984 года
ЭР200 — советский скоростной электропоезд постоянного тока.
На железных дорогах СССР в 1965-1966 годах был завершен комплекс работ по определению основных параметров подвижного состава с конструкционной скоростью 200-250 км/ч. В 1967 году было утверждено техническое задание на 14-вагонный электропоезд постоянного тока напряжением 3 кВ типа ЭР200. К выполнению этой работы были подключены научные и конструкторские подразделения промышленности. В общей сложности, в разработке и создании электропоезда ЭР 200 участвовали коллективы более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов.
В декабре 1973 года опытный электропоезд из шести вагонов двух головных и четырех моторных вышел из ворот завода — Рижский вагоностроительный завод. В 1974 году электропоезд поступил для обкатки и испытаний на скоростной полигон ВНИИЖТа Белореченск — Майкоп. Здесь, после заводской наладки и обкаточных испытаний со скоростями до 200 км/ч, в 1975 году были проведены комплексные приемочные испытания.
Испытания шли по двум основным программам: первая предусматривала исследования динамических ходовых показателей, вторая — изучение тягово-энергетических параметров. В 1975 году на перегоне Ханская — Белореченск впервые была достигнута скорость движения электропоезда 210 км/ч. Испытания показали, что основные тяговые и тормозные характеристики поезда соответствуют техническим условиям и по достигнутым на полигоне динамическим показателям при скоростях 200-210 км/ч он может быть допущен к продолжению комплексных испытаний на Октябрьской железной дороге.
После испытаний электропоезд был приписан в парк локомотивного депо Ленинград — Пассажирский — Московский, Октябрьская железная дорога. Испытания на Октябрьской дороге проводились с 1976 года, а 16 ноября 1979 года состоялся его первый опытный рейс с пассажирами. Во время опытных рейсов максимальная скорость в пути составляла 160 км/ч. Работа по проверке надежности ряда ответственных узлов в условиях эксплуатации, их модернизация и усиление велась около шести лет.
Перед началом постоянной эксплуатации поезда с пассажирами был произведен подъемочный ремонт, была проведена повторная наладка систем поезда, устранены отдельные дефекты, выявленные ранее на скоростном полигоне. С 1 марта 1984 года электропоезд был поставлен на постоянную нитку в графике поездов.
К концу 1980-х годов вагоны электропоезда ЭР200 уже требовали проведения капитального ремонта. И если моторные вагоны можно было выцеплять из состава поезда по очереди, то с головными было сложнее. Поэтому в 1988 году были изготовлены два дополнительных головных вагона (105 и 107). Эти вагоны совместимы по цепям управления как с первым, так и со вторым составом. Затем было решено изготовить еще один поезд ЭР200.