Герой Советского Союза Федор Радус родился 20 декабря 1910 года
Федор Никифорович Радус — военный летчик морской авиации СССР. Участник Советско-финской, Великой Отечественной и Советско-японской войн. Герой Советского Союза (1940). Полковник.
Федор Радус родился 20 декабря 1910 года в уездном городе Новгороде-Северском Черниговской губернии Российской империи (ныне город, административный центр Новгород-Северского района Черниговской области Украины) в семье рабочего. Украинец по национальности.
Вскоре после начала Первой мировой войны семья Радус перебралась на Северный Кавказ в город Армавир. Здесь Федор Радус окончил школу и городской аэроклуб.
Собирался поступать в военную авиационную школу, но не прошел медицинскую комиссию. В Армавир Федор Радус уже не вернулся. Обосновался в Грозном, где после окончания школы строительного ученичества при тресте «Грознефть» трудился инструктором-столяром в школе фабрично-заводского ученичества. В 1930 году стал членом ВКП(б). Партбилет помог Федору Никифоровичу осуществить юношескую мечту, и с декабря 1931 года он уже курсант Военная школы морских летчиков и летчиков — наблюдателей ВВС РККА имени Сталина в Ейске.
После окончания военно-морской авиационной школы Федор Радус был оставлен в ней на инструкторской работе и прослужил здесь в должностях инструктора-пилота, инструктора-летчика и командира учебного звена более трех с половиной лет. С середины января 1937 года Федор Радус на Балтийском флоте. Проходил службу командиром звена и командиром отряда в 47-й (с 15 января 1937 года по 26 января 1938 года) и 46-й (с 26 января по 25 апреля 1938 года) скоростных бомбардировочных эскадрильях ВВС КБФ. В апреле 1938 года Федор Радус был переведен на должность инструктора по технике пилотирования в 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Уже в первые месяцы пребывания в полку Федор Никифорович зарекомендовал себя опытным морским летчиком с отличной техникой пилотирования. В конце июля 1938 года он уже был назначен помощником командира 4-й эскадрильи полка, а в феврале 1939 года — 1-й эскадрильи.
В Советско-финской войне 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в составе 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Балтийского флота принимал участие с первых дней. В ходе боевых действий старший лейтенант Федор Радус, действуя с аэродрома недалеко от побережья Копорской губы, многократно водил группы СБ и ДБ-3Ф на бомбардировку финских укреплений на Карельском перешейке и стратегических объектов на территории Финляндии. 29 февраля 1940 года при возвращении с боевого задания по бомбардировке инфраструктурных объектов противника в его глубоком тылу один из самолетов группы старшего лейтенанта Федора Радуса был подбит и осуществил вынужденную посадку на территории противника. Не в силах бросить в беде своих боевых товарищей, Федор Радус решил подобрать экипаж сбитого бомбардировщика. Условия для посадки в месте падения самолета СССР практически отсутствовали, но сделав над ним несколько кругов, Радус все же смог обнаружить пригодную для этой цели площадку. С огромным риском для жизни он мастерски посадил свой самолет на небольшой пятачок среди ледяных торосов, подобрал трех летчиков сбитого бомбардировщика и благополучно возвратился на свой аэродром.
После завершения Зимней войны в марте 1940 года Федор Радус был произведен в капитаны и представлен к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану Радусу Никифоровичу высокого звания был подписан 21 апреля 1940 года.
В декабре 1940 года Федор Радус был направлен на Высшие курсы усовершенствования командного состава ВМФ СССР, которые он прошел уже после начала Великой Отечественной войны.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками капитан Федор Радус с 10 июля 1941 года в должности командира эскадрильи 73-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка 10-й смешанной авиационной бригады ВВС Балтийского флота. Сражался на бомбардировщике Пе-2. Принимал участие в обороне Таллина и Ханко, защищал объекты военно-морского флота на островах Эзель и Даго. В сентябре 1942 года Федор Радус в качестве опытного морского летчика-разведчика направили на Черноморский флот. С 29 сентября 1941 года Федор Николаевич Радус в должности заместителя командира 3-й эскадрильи участвовал в обороне Севастополя в составе 62-го смешанного авиационного полка особой (Фрайдорской) группы ВВС Черноморского флота. Неоднократно в интересах командования флота Федор Никифорович в одиночку вылетал на выполнение «особых заданий», за успешное выполнение которых ему была объявлена благодарность Военного Совета Черноморского флота.
В ноябре 1941 года, во время ожесточенных боев за Севастополь, капитан Радус осуществил более 30 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники врага. В воздушном бою над городом он сбил вражеский истребитель Ме-109. В ноябрьских боях 1941 года 62-й смешанный авиационный полк понес большие потери и был выведен на переформирование. В Севастополе из его состава осталось только три экипажа пикирующих бомбардировщиков, среди которых был и экипаж капитана Радуса. Скоро это звено влилось в состав 40-го бомбардировочного авиационного полка 63-й тяжелобомбардировочной авиабригады дальнего действия ВВС ВМФ, в составе которого Федор Радус воевал до эвакуации полка из Севастополя в мае 1942 года. С февраля 1942 года он занимал должность командира 1-й эскадрильи полка.
Вскоре после вывода полка с Крымского полуострова Федор Радус получил звание майора и был направлен в Камышин, где на базе Военно-морского авиационного училища имени Леваневского приступил к формированию 28-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка. После стажировки на базе 3-го запасного авиационного полка ВВС ВМФ в Казахстане в июне 1942 года полк под руководством майора Радус убыл на Кольский полуостров и был включен в состав особой морской авиационной группы Северного флота. До конца октября 1942 года экипажи полка занимались встречей и сопровождением в территориальных водах СССР морских конвоев. В конце октября ОМАГ была расформирована, а 28-й бомбардировочный авиационный полк был отправлен в тыл на переформирование.
Майор Федор Радус летом 1943 года получил новое назначение. На этот раз ему предстояла служба в составе Северной Тихоокеанской флотилии. 23 июня Федор Никифорович Радус приступил к исполнению обязанностей командира 42-го смешанного авиационного полка ВВС СТОФ, который базировался на Сахалине. В связи с планами переформирования полка в истребительный в декабре 1944 года командир полка майор Радус вместе с личным составом 3-й эскадрильи, оснащенной самолетами СБ и Пе-2, убыл в Приморье на аэродром Унаши, где в конце месяца приступил к формированию 55-го отдельного пикировочного авиационного полка. К апрелю 1945 года Федор Радус смог собрать сплоченный боеспособный коллектив, который хорошо зарекомендовал себя в ходе Советско-японской войны. За тринадцать дней участия в боевых действиях летчики полка осуществили 135 боевых вылетов и сбросили на врага 81650 килограмм авиационных бомб. Летчиками полка был нанесен большой урон противнику в живой силе и технике, потоплены 2 транспорта общим водоизмещением до 12000 тонн и еще два были сильно повреждены. Лично майор Федор Радус осуществил 7 боевых вылетов, в ходе которых он лично уничтожил 2 пакгауза на станции Ранан, 2 склада с горючим на станции Сэйсин, до 15 автомашин с войсками и грузами, разрушил железнодорожное полотно, истребил до 50 японских солдат. 9 августа 1945 года он непосредственно участвовал в потоплении транспорта противника водоизмещением до 6000 тонн в порту Расин. За образцовое выполнение боевых заданий командования личному составу полка была объявлена благодарность от имени Верховного Главнокомандующего.
После окончания Второй мировой войны Федор Радус продолжил службу в ВВС Тихоокеанского флота. Руководил своим полком до февраля 1946 года, затем 62-м минно-торпедным авиационным полком. В 1947-1950 годах Федор Радус занимал должности помощника и заместителя командира 19-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС 8-го Военно-Морского флота.
В декабре 1951 года прошел переподготовку на Высших офицерских летно-тактических курсах морской авиации в Риге. Далее с января 1952 года по декабрь 1954 года был военным советником в Народной Республике Болгария.
После окончания в 1956 году Высшей военной академии имени Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Федор Радус служил командиром 19-го учебного отряда ВВС Черноморского флота. С сентября 1960 года полковник Федор Радус в запасе.
После увольнения из армии Федор Никифорович проживал в Грозном. В мае 1964 года перебрался в Гудауту. До ноября трудился диспетчером службы движения местного аэропорта. По состоянию здоровья вынужден был оставить службу. Поселился в поселке Кудепста города Сочи, с 1967 по 1968 год руководил авиамодельным кружком Сочинского дома пионеров. С 1968 года жил в Грозном, затем переехал в Краснодар
Награды Федора Радуса:
Медаль «Золотая Звезда» (21.04.1940);
два ордена Ленина (21.04.1940; 30.12.1956);
три ордена Красного Знамени (10.05.1942; 09.09.1945; 19.11.1951);
орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985);
орден Красной Звезды (05.11.1946);
медали, в том числе:
медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944);
медаль «За оборону Севастополя»;
медаль «За победу над Японией».
Федор Радус умер 22 ноября 1988 года. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.
Историческая справка:
Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время
Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов
16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Герой СССР в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР
Орден Ленина к званию получили все одиннадцать летчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введен особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утвержден внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека
От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий Советский народ!
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную Державу,
За могучую нашу страну.
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.
Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава герою-народу,
Слава Армии Красной его!
Советский характер
отрывок из фильма Адрес вашего дома