Татарский поэт, общественный деятель Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года
Габдулла Тукай родился в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арского района, Татарстан) в семье муллы Мухамметгарифа. Не прошло и пяти месяцев со дня рождения Габдуллы Тукая, как умер его отец. Спустя примерно два года его мать Мамдуда выходит замуж за муллу соседней деревни Сасна и уезжает из Кушлавыча, оставив сына на попечение бедной старухи по имени Шарифа.
Через время мать забирает маленького Габдуллу к себе, но вскоре умирает. Таким образом, Габдулла остался круглым сиротой. Габдуллу Тукая отправляют в деревню Училе к дедушке Зиннатулле, в доме которого и без того было шестеро детей. Беспросветная нищета, царившая в доме Зиннатуллы, вынуждает Габдуллу на новые скитания.
Изнуренного в результате болезней и полуголодной жизни Габдуллу отдают проезжему ямщику, чтобы тот отдал малыша в Казани кому-нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в семью Мухамметвали — кустаря Ново-Татарской слободы Казани.
Мухамметвали и его жена Газиза ухаживают за Габдуллой как за собственным ребенком и стремятся содержать его в довольстве. Года два или больше прожил у них мальчик. Мухамметвали и Газиза внезапно заболевают и отправляют его обратно к деду Зиннатулле в деревню Училе. Старик Зиннатулла старался побыстрей избавиться от ребенка, и Габдуллу берет к себе на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай.
Детство, прошедшее среди чужих людей, без материнской любви, без ласки близких, оставило в душе будущего поэта незаживающую рану. Течение времени не изгладило горьких воспоминаний о трудной сиротской доле. Так рождаются годы спустя потрясающие поэтические строки:
Мать моя лежит в могиле. О страдалица моя,
Миру чуждому зачем ты человека родила?
С той поры, как мы расстались, стража грозная любви
Сына твоего от двери каждой яростно гнала.
В доме Сагди Габдуллу встретили приветливо. Сагди с женой давно искали мальчонку, которого можно было бы взять на воспитание. У них было две дочери, единственный сын умер два с половиной года назад. В Кырлае Габдулла начал учиться — вначале у абыстай — жены муллы, а затем в медресе — школе, дававшей религиозные знания. В медресе Габдулла слыл смышленым, одаренным мальчиком, много читал, прочитанное быстро запоминал, на равных спорил со своим учителем.
В Кырлае Габдулла приобщается и к сокровищницам устного народного творчества. Знакомство с волшебным миром народных песен и сказок развивает воображение, фантазию, пробуждает любовь к живому народному языку. В Кырлае Габдулла и сам пытался сочинять. По утверждению знавших его с детства односельчан, первые шаги в творчестве он начал с «сочинения» песен, пословиц, байтов.
Кырлай сыграл исключительно большую роль в жизни Тукая, в становлении его как поэта. «Именно в Кырлае у меня раскрылись глаза на мир», — писал впоследствии татарский поэт. Именно в деревне Кырлай зарождается его большая любовь к отчизне, к своему народу. Вот почему Заказанье, родные места, с которыми он «расстался на заре жизни», всегда вспоминал с большой теплотой. Такие, написанные в разные годы, стихотворения, как Пара лошадей, Родная деревня, Родной земле, Пора, вспоминаемая с грустью и другие, в душе поэта зародились еще в пору его жизни в Заказанье. Одно из лучших своих произведений — поэма Шурале — он посвятил Кырлаю.
Здесь Габдулла впервые познал будни деревенской жизни, уже в 7-8-летнем возрасте ощутил на себе и тяжесть крестьянского труда — сеял, жал и боронил, здесь же зарождаются чувства протеста против несправедливостей жизни. На втором году жизни Габдуллы в Кырлае у Сагди родился сын, отец продолжал любить Габдуллу по-прежнему, но его жена и дочь начинают унижать и оскорблять мальчика.
Как раз в это время судьба снова улыбнулась Габдулле: у него объявляется живущая в Уральске родственница — сестра покойного отца — Газиза, бывшая замужем за торговцем Галиаскаром Усмановым. Газиза забирает Габдуллу к себе. Так, в конце 1894 — начале 1895 годов начинается новый период в жизни. В семье тетки Габдулла не терпит особых унижений. Для Газизы-апа и ее мужа, которые все еще тяжело переживали смерть своего единственного сына, Габдулла поначалу служил как бы отдушиной; сразу же по приезде мальчика определили в медресе Мутыйгия. В свободное от учебы время Габдулла должен был выполнять кое-какую работу по дому. Все остальное время проводил со своими сверстниками. В Уральске Габдулла поступает учиться в мусульманскую школу-медресе Мутыйгия.
30 июля 1900 года неожиданно умирает зять Галиаскар, последний «наставник» будущего поэта. Габдулла вынужден переехать в медресе, где он, живя впроголодь в душных и тесных каморках, испытал все трудности жизни бедного студента. Медресе Мутыйгия в целом оставалось религиозно-схоластическим учебным заведением, но стояло несколько выше других религиозных учебных заведений такого типа; здесь не было тех мелких притеснений, которые делали невыносимым учение в других медресе.
Будущий татарский поэт быстро усвоил арабский, персидский, турецкий языки. С прежней настойчивостью изучая Священный Коран, религиозно-моралистические книги, в период учебы в медресе он знакомится со светской литературой, читает произведения татарских писателей, внимательно изучает турецкую и арабскую литературу. На третьем году обучения Габдулла стал первым учеником и в так называемом «русском классе», который существовал при медресе. Овладев русским языком, он начал самостоятельно изучать русскую классику. Любовь к великой русской литературе и свою творческую и духовную связь с нею Тукай ярко выразил в одном из своих первых стихотворений — оде Пушкину (1906):
Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,
Вступил в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я.
Бродил я по садам твоим, стоял перед каждым древом,
Внимал я соловьям твоим, бессмертным их напевам…
В медресе с каждым днем раскрываются и те качества Габдуллы, которые затем станут его большой страстью. Он знал множество сказок и умел увлеченно пересказывать их; не доверяя своей исключительной памяти, каждую услышанную песню Габдулла записывает в особую тетрадь. Это свидетельствовало о том, что будущий поэт очень рано начал осознавать важность и необходимость собирания произведений устной народной поэзии. аконец, юный Габдулла пробует силы и в творчестве. Первые творческие опыты его относятся еще к 1897-1898 годам, когда Габдулла Тукай начал переводить русских писателей на татарский язык. В числе первых опытов будущего поэта в этом роде были переводы басен Крылова.
В 1902-1903 годах в медресе«Мутыйгия прожил зиму и лето турок-эмигрант, молодой поэт Абдал Вели Эмруллах. Будучи студентом Стамбульского университета, он участвовал в начавшемся тогда движении против султана Абдулла-Хамида II и бежал за границу, спасаясь от ареста. Абдал Вели был на несколько лет старше Габдуллы, но они быстро нашли общий язык и подружились. Габдулла много узнал от своего нового друга; Абдал Вели рассказывал ему о турецкой литературе, ее истории, поэтах и писателях, давал сведения о французской литературе. Читал своему юному другу и собственные стихи.
И все же решающую роль в судьбе Габдуллы как поэта в том, что он взял в руки перо и начал писать стихи, сыграл Камиль Мутыгый Тухватуллин. Мутыгый получил знания сначала в медресе отца и в казанском медресе Касыйма-хазрета. Потом отправился в Стамбул, затем в Египет, где поступил в университет Аль-Азхар в Каире. Камилю не исполнилось еще двадцати, как он, вернувшись из Египта, уже стал преподавать старшим шакирдам медресе Мутыйгия предметы, которые до этого вел сам мударрис. Камиль Мутыгый создает в медресе нечто вроде литературного кружка, именуемого Научное общество по его инициативе шакирды начинают выпускать стенную газету Магариф (Просвещение) и рукописный журнал Эль-гаср эль—джадид (Новый век). Молодой Тукай стал самым активным участником научного общества и рукописного журнала, к 1904 году был признан «первым поэтом медресе Мутыйгия.
Ураганные ветры революционных событий 1905 года дошли и до Уральска. Среди тех, кто поднялся на борьбу за свободу, был и молодой поэт Габдулла Тукай. В начале 1905 года он поступил учеником наборщика в типографию революционной газеты Уралец. Здесь он оказывается в кругу революционно настроенных рабочих-печатников, становится свидетелем революционных событий, участвует в революционных собраниях, вместе со своими сверстниками распространяет листовки, прокламации, революционные песни. Революция 1905 года способствовала появлению на татарском языке периодической печати, открыла дорогу книгоиздательскому делу. Только в годы первой революции передовой татарской интеллигенцией издавалось 12 газет и 7 журналов. Периодическая печать дала огромный толчок формированию литературной критики, развитию эстетической мысли.
В обстановке относительной свободы слова начинают издаваться газеты и журналы и в Уральске: с ноября 1905 года прогрессивная газета Фикер (Мысль), с января 1906 года — ежемесячный литературно-политический журнал Эль-гаср эль- джадид (Новый век), с июня этого же года — сатирический журнал Уклар (Стрелы). Все они печатались в типографии газеты Уралец, где Тукай продолжал работать наборщиком и корректором. Перед ним открывается широкое поле для активной творческой деятельности. Почти в каждом номере названных выше газет и журналов печатаются стихи, статьи, фельетоны, памфлеты и пародии Тукая.
В ноябре 1905 года в газете Фикер появляется первое печатное произведение начинающего поэта Сон мужика. Именно от этого стихотворения берет начало в творчестве Тукая тема мужика, тема трагических будней крестьянина. Вдохновленный великими идеями свободы, в первых же своих стихотворениях молодой поэт ставит самые важные и наболевшие вопросы времени, призывает татар освободиться от многовековой спячки, занять подобающее место на ниве просвещения, прославляет борцов за свободу.
В 1907 году в жизни Тукая происходят большие перемены. В начале года власти запретили владельцу и издателю журналов Уклар и Эль-гаср эль-джадид Камилю Тухватуллину продолжать издательскую деятельность, и он продает типографию с редакциями одному из самых богатых людей Уральска, типичному коммерсанту Муртазе Губайдуллину. На должность редактора был назначен Валиулла Хамидуллин, который до этого подвизался в медресе по хозяйственной части. Тукай, как и прежде, с вдохновением взялся за работу. Однако радость длилась недолго. Новый хозяин, сообразив, что издания приносят одни убытки да беспокойство, поспешил их закрыть. Тукай остался без трибуны и без заработка. К тому же он все сильнее стал ощущать, как ограниченна жизнь в таком маленьком городке, как Уральск, где нет возможностей для активной творческой и общественной деятельности; его тянуло в Казань, в центр национальной культуры. И осенью 1907 года Тукай приехал в Казань. Сразу же по приезде в город заводит знакомство среди литературной молодежи, передовой интеллигенции.
В Казани Тукай начинает публиковать свои произведения в демократической газете Эль-Ислах (Реформа). В середине 1909 года прекращается выпуск газеты Эль-Ислах. Почти одновременно с ней, в июне 1909 года, после десятого номера, из-за материальных и цензурных затруднений закрывается и Яшен. По инициативе Тукая и при поддержке прогрессивно настроенной молодежи в марте 1910 года начинает издаваться другой сатирический журнал — Ялт-йолт (Зарница). На страницах журналов Яшен и Ялт-йолт окончательно окрепло и отточилось сатирическое дарование Тукая. Сатира Тукая весьма многогранна как но содержанию, объекту осмеяния, так и формам художественного отображения. И в прозе, и в стихах поэт использовал богатый арсенал сатирических форм и жанров. В октябре 1908 года было написано наиболее яркое сатирическое произведение Тукая — поэма Сенной базар, или Новый Кисекбаш, которая знаменовала собою новую ступень в развитии сатирического жанра в татарской литературе. Написанная как пародия на древнетатарский литературный памятник XII века Кисекбаш (Отрубленная голова), поэма эта разоблачает идейную, моральную низость реакционных торговцев, татарских мещан, религиозных фанатиков и другие проявления татарского феодально-буржуазного общества.
Поэма Тукая восторженно была воспринята молодежью, завоевала большой успех среди передовой татарской общественности. В октябре и декабре 1908 года Новый Кисекбаш дважды выходит отдельной книгой, и оба раза ее пятитысячный тираж очень быстро раскупается. Поэма не раз была переведена на русский язык, однако ни одному из переводчиков пока что не удается передать идейно-художественное своеобразие оригинала.
Продолжая традиции татарских писателей XIX века в новых условиях, много стихотворений Тукай посвятил тяжелой доле татарской женщины, ведя беспощадную борьбу за ее освобождение от социального и религиозного угнетения: Мольба, Свобода женщин, Опозоренной татарской девушке. Таким образом, в казанский период ярко расцвел лирический талант Тукая, он был признан великим лириком и истинно народным певцом. Татарская лирика начала XX века в лице Тукая доказала свою подготовленность к изображению сложного внутреннего мира человека эпохи в сочетании или противоборстве разнородных чувств, в смене различных настроений, душевных состояний.
Однако детство, прошедшее в голоде и нищете, годы, проведенные в сырых, холодных номерах казанских гостиниц, постоянная нужда и изнурительный труд надломили здоровье поэта; он заболел туберкулезом. Состояние Тукая, который в течение трех лет мужественно боролся с болезнью, к 1913 году резко ухудшилось, его отвезли в больницу. И в больнице, несмотря на тяжелый недуг. Тукай много работает: публикует стихи в журналах Аң, Мэктэп, направляет статьи, фельетоны в газету Кояш, журнал Ялт-йолт, регулярно читает татарские газеты и журналы, издававшиеся не только в Казани, но и в других городах, следит за периодикой на русском языке, подготавливает к печати большой сборник своих избранных произведений, сборник этот вышел в свет уже после смерти поэта, в 1914 году.
14 марта в газете Кояш Тукай публикует статью Первое мое дело после пробуждения, также написанную на больничной койке. Статья, прозвучавшая как завещание поэта, свидетельствовала, насколько мужественным, принципиальным и взыскательным был Тукай в оценке своего творчества. 28 марта Тукай написал свои последние стихи: Слова Толстого, На досуге, Школа. 15 апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.
Поэт, предчувствовавший свое бессмертие, твердо убежденный в том, что поэтические создания его навечно останутся в памяти народной, писал в стихотворении Иду своим путем (1912):
Я устремляюсь в высоту, в безмерность, в бесконечность,
К бессмертной, вечной красоте, в сияющую вечность!
Я вечно юным быть хочу, рождая радость всюду.
Пусть гаснет солнце в небесах, я новым солнцем буду!..
Советская литература — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других социалистических республик Советского Союза. Советская литература включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Советская литература включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности.
После 1932 года использовался более узкий по значению термин «советская литература», включавший обязательные признаки партийности, народности и социалистического реализма.
В статье «Советская литература» из «Литературного энциклопедического словаря» (1987) указываются: «ленинские принципы партийности и народности», «на основе метода социалистического реализма», «социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу», «возникновение качественно новой социальной и интернациональной общности — советского народа»
Родоначальник советской литературы Максим Горький — основоположник литературы социалистического реализма, был инициатором создания Союза советских писателей, его первым председателем.
В результате Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года провозглашено первое в мире социалистическое государство — Российская Советская Республика — РСФСР. После образования в 1922 году СССР — Союза Советских Социалистических Республик РСФСР — суверенная союзная республика в составе СССР, самая крупная по площади, населению и экономической мощи. СССР занимает почти 1/6 часть обитаемой суши Земли. Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашается единым союзным многонациональным социалистическим государством
Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР. Союз писателей СССР создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Первым председателем (1934-1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький
Союз писателей СССР заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединенные на какой-либо идеологической или эстетической платформе, так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам)
Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма»
Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»
Уставом давалось определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП
Союз писателей СССР награжден орденом Ленина 20 мая 1967 года и орденом Дружбы народов 25 сентября 1984 года
Печатными органами Союза писателей СССР были Литературная газета, журналы Новый мир, Знамя, Дружба народов, Вопросы литературы, Литературное обозрение, Иностранная литература, Юность, Советская литература, Театр, Советиш геймланд, Звезда, Костер