
Газопровод Саратов — Москва вступил в строй в СССР 11 июля 1946 года
Газопровод Саратов — Москва — первый в СССР и второй в мире магистральный газопровод, соединивший Москву с Елшанским месторождением природного газа. Оконечный пункт — поселок Развилка
В годы Великой Отечественной войны потребности московских предприятий и населения в топливе покрывались в основном за счет дров, торфа и топочного мазута, поскольку Донбасс — основной довоенный поставщик каменного угля — был оккупирован немецко-фашистскими войсками, а после освобождения его еще предстояло восстановить и вернуть к жизни. Многие жители Москвы того времени — в основном, женщины — были заняты на лесозаготовках. Дрова по столице СССР развозили грузовые трамваи, за керосином собирались огромные очереди
Несмотря на то, что в столице СССР продолжали работать Московский газовый завод в районе Курского вокзала и завод Нефтегаз на шоссе Энтузиастов, которые вырабатывали искусственный (светильный) газ, топлива крайне не хватало
Уже в 1942-1943 годах, в самый разгар войны, приволжские города, такие как Саратов и Куйбышев, стали активно использовать в качестве топлива для эвакуированных сюда фабрик и оборонных заводов природный газ, поставлявшийся по построенным в кратчайшие сроки газопроводам
Было предложено провести и газификацию столицы. 3 сентября 1944 года Иосиф Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве первого в СССР сверхдальнего магистрального газопровода Саратов — Москва (первый в мире подобный газопровод был построен в 1943 году в США)
Строительство было поручено Главному Управлению аэродромного строительства НКВД, руководитель — Леон Сафразьян, ранее участвовавшего в строительстве Горьковского автомобильного и Челябинского тракторного заводов, руководившего строительством здания Министерства обороны на Фрунзенской набережной и бункером Сталина в Куйбышеве
Для строительства газопровода из США по программе Ленд-лиз были поставлены тонкостенные бесшовные трубы, газоперекачивающие агрегаты и другое оборудование. Для обслуживания и ремонта техники, применявшейся на строительстве газопровода, в Саратове осенью 1945 года были основаны ремонтно-механические мастерские. Впоследствии, в 1947 году, на базе этих мастерских был создан Саратовский завод резервуарных металлоконструкций

Газопровод, сваренный и уложенный за рекордные 225 рабочих дня, вступил в строй 11 июля 1946 года. Благодаря этому на природный газ были переведены котлы московских ГЭС 1 и ГЭС 2
Протяженность газопровода, оснащенного шестью компрессорными станциями, составила 843 км, диаметр трубы — 325 мм, давление — 5,5 МПа, суммарная мощность компрессорных станций — 35 тысяч лошадиных сил. Трасса газопровода пересекала 80 больших и малых рек, 125 км лесных массивов и болот, шоссейные и железные дороги
СССР — Родина моя
Наша Родина СССР