Георгий Седов

Дрейф советского ледокола Георгий Седов в Арктике начался 23 октября 1937 года

Георгий Седов — пароход ледокольного типа (ледокольный пароход). Назван в честь полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.

Ледокол Георгий Седов был заложен 25 декабря 1908 года на верфи Гендерсон и К в Глазго (Шотландия). Спущен со стапелей в 1909 году под названием Беотик, в честь коренного населения Ньюфаундленда — индейского племени Беотук. Базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд.

Затем ледокол куплен министерством торговли и промышленности России в конце 1916 года у компании Джоб Бразез для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В декабре этого же года вошел в состав русского торгового флота.

В 1916-1919 гг. использовался для перевозки грузов во время зимней навигации на Белом море и как ледокол. С января 1917 вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана, был вооружен одним 76-мм орудием. В 1917-1919 годах был в руках интервентов. В 1920 году участвовал в первой Карской экспедиции. В 1925 году буксировал из норвежского порта Варде в Мурманск пострадавший во время шторма барк Товарищ.

В 1928 году советский ледокол участвовал в операции по поиску участников экспедиции Нобиле. В 1929 году (c 21 июня по 11 сентября) на ледоколе была проведена экспедиция Института по изучению Севера, которая обследовала Землю Франца-Иосифа и организовала в бухте Тихой о. Гукера (Земля Франца-Иосифа) полярную станцию. Во время это похода советский ледокол Георгий Седов установил рекорд свободного плавания в полярных льдах, достигнув 82°14´ с.ш.

15 июня 1930 года, покинув Архангельск, направился к Новой Земле, зашел в Белушью Губу и Малые Кармакулы, а потом прямым курсом двинулся к Земле Франца-Иосифа. Исследовав некоторые районы архипелага, 2 августа Георгий Седов вышел из бухты Тихой к Новой Земле. Взяв запас угля с ледокольного парохода Русанов, Седов обогнул Новую Землю и по 79-й параллели проложил прямой курс к Северной Земле. В пути были открыты новые острова, получившие имена Визе, Воронина и Исаченко.

Льды не допустили непосредственно к Северной Земле; удалось пробиться только к маленькому острову Домашнему, лежащему невдалеке от больших островов архипелага. 30 августа, здесь открылась новая полярная станция. Советский флаг взвился над архипелагом Северной Земли. В 1931 году советский ледокол Георгий Седов совершает переход в Черное море вокруг Европы. Отремонтированный на заводе имени Марти в Николаеве, корабль в 1932 году возвращается в Архангельск.

Летом 1934 года, после зверобойной кампании, пароход становился плавучим филиалом Арктического института в Карском море. Не успел пароход вернуться в Архангельск, как его срочно направили для оказания помощи судну Госторг, потерпевшему аварию у берегов Новой Земли. Эта операция затянулась. Только 12 января корабль пришел в Мурманск. В арктическую навигацию 1935 года советский ледокол Георгий Седов занимался проводкой судов в Карском море, доставлял людей и грузы для организации новых полярных станций на острове Русском и в устье реки Таймыр.

В Карское море для продолжения исследовательских работ Георгий Седов вернулся в 1936 году. Корабль вдоль и поперек избороздил этот бассейн. В самый разгар гидрологических и гидрографических работ Георгий Седов вызвали к проливу Вилькицкого, чтобы освободить застрявший во льдах караван судов. Георгий Седов принял деятельное участие в форсировании пролива Вилькицкого и проводке каравана.

В 1937 году научная экспедиция на Георгии Седове занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. 22 июля корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на Георгии Седове прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Новосибирских островов.

Программа исследований была почти закончена, когда Георгий Седов послали на помощь судам «ленинского» каравана, застрявшим в тяжелых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима — пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом; закрыт был путь и на запад — через пролив Вилькицкого.

Георгий Седов, Садко и Малыгин не смогли выйти изо льдов. Легендарный дрейф Георгий Седов фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского. Координаты: на 200 миль южнее того места, где 44 года назад остановился Фритьоф Нансен на своем Фраме.

Только 30 октября пришел приказ начальника Главсевморпути — переходить на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было. 10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка и свечи. За первый месяц дрейфа суда оставили за собой 320 км к полюсу — 200.

3 апреля из Тикси вылетели самолеты звена Героя Советского Союза Алексеева, не пробыв и двух часов после посадки на льдах отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло 1100 км, для второго рейса была создана промежуточная база (замерзшая лагуна острова Котельного). 18 апреля на «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. 26 апреля в последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек (33 во всем караване).

28 августа 1938 года к каравану подошел ледокол Ермак, тем самым установив мировой рекорд свободного высокоширотного плавания. После нескольких неудачных попыток буксировать Георгия Седова, Ермак с Малыгиным ушли в ледовую разведку, но вскоре ледокол Ермак потерял винт (лопнул вал и вместе с винтом ушел на дно). Ввиду угрозы того, что суда застрянут во льдах, было принято решение оставить Седов на вторую зимовку. 30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к Седову новый ледокол Иосиф Сталин, а 17 сентября — и Литке. Подойдя 23 сентября к Седову на 60 миль из-за тяжелой ледовой обстановки ледоколы остановились. 24-го их отозвали обратно.

3 января 1940 года уже в Гренландском море (северо-западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу на расстояние 25 миль подошел ледокол Иосиф Сталин, на оставшиеся мили он потратил 10 дней (только 13 января корабли стали борт о борт) и вывел его на чистую воду. Дрейф Георгий Седов продолжал 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене. 3 февраля 1940 года Георгий Седов награжден орденом Ленина.

Встретив седовцев в Москве, правительство СССР высоко оценило их подвиг. Все члены экипажа 3 февраля 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены звания Героев Советского Союза. Одним из существенных научных достижений экспедиции Георгия Седова стало окончательное уничтожение легенды о Земле Санникова, продержавшейся более 125 лет.

Седовцы вели наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести почти что по той же программе и такими же приборами, что и станция Северный полюс. Было произведено 415 определений местоположения судна по небесным светилам. В 38 пунктах измерены глубины свыше 3000 метров с получением образцов грунта.

Во время Великой Отечественной войны в период с сентября 1941 года по май 1942 года Георгий Седов входил в состав Беломорской военной флотилии советского флота в качестве ледокольного парохода под названием ЛД 3.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: