Горьковский метрополитен был открыт 20 ноября 1985 года
Горьковский метрополитен — пассажирская транспортная система города Горький (с 1990 года Нижний Новгород).
В СССР история Горьковского метрополитена начинается в октябре 1973 года, когда к разработке первой очереди метрополитена приступили проектировщики московского института Метрогипротранс. Горьковское метро начали строить в СССР 17 декабря 1977 года. В этот день были вбиты первые сваи в основание станции Ленинская. На месте начала строительства был установлен памятный знак — буква М в тоннеле.
В сентябре 1978 года от станции Ленинская началась проходка тоннелей. Долгое время уходило на разработку проектной документации, снос домов, переносы дорог и трамвайных путей и в 1979 году были вбиты сваи в основание станции Московская. В июне 1980 года было предложено на рассмотрение три линии Горьковского метрополитена.
На совещании в институте Горьковметропроект утвердили план развития двух линий метро вместо трех. Первая линия, тогда еще — Автозаводско-Мещерская, должна была продлиться до жилого массива у Мещерского озера. Вторая линия носила проектное название Сормовско-Нижегородская и должна была соединить Заречную («нижнюю») часть города Горького с Нагорной («верхней»). Планировалось, что она пойдет до улицы Бекетова и площади Советской. Этот вариант планировал строительство 11 станций: Сормовская, Спортивная, Калининская, Куйбышевская, Канавинская, Горьковская, Свердловская, Площадь Свободы, Республиканская и Советская. В январе 1981 года была разработана вторая Сормовско-Нагорная линия, а марте того же года было решено продлевать Автозаводско-Мещерскую линию до Дворца культуры Автозавода.
20 ноября 1985 года Горьковское метро в СССР начало функционировать. В пусковой комплекс 1-го участка первой очереди вошла линия протяженностью 7,8 км с шестью станциями: Московская, Чкаловская, Ленинская, Заречная, Двигатель Революции и Пролетарская; депо и инженерный корпус. В 1987 году Горьковское метро продлилось от станции Пролетарская еще на 2 станции — Автозаводскую (до 1984 года Северная) и Комсомольскую. Метро строилось ударными темпами, и спустя 2 года, в 1989 году открылись еще 2 станции в том же направлении — Кировская и Парк культуры. При проектировке и строительстве станция Парк культуры называлась Ждановской.
В июне 1990 года было одобрено продление Автозаводской линии от станции Парк культуры до станции Юго-Западной. В декабре того же года одобрили развитие Сормовско-Мещерской ветки до станций: Ярмарка, Стрелка, Мещерское озеро и Волга. В январе 1992 года было принято решение переименовать строящиеся станции Сормовско-Мещерской линии: Куйбышевскую в Бурнаковскую, Калининскую в Буревестник, Спортивную в Варю.
В настоящее время среднесуточный пассажиропоток составляет 75,62 тысяч человек. По длине эксплуатируемых линий занимает 139-е место в мире и 56-е место среди метрополитенов Европы. Сегодня Нижегородский метрополитене — 15 станций. Из них 14 станций мелкого заложения, и одна наземная крытая — Буревестник.