Гостиница Москва в столице СССР открылась 20 декабря 1935 года
Гостиница Москва — одна из крупнейших гостиниц столицы СССР. Гостиница Москва, занимающая целый квартал, стала одной из первых гостиниц, построенных в Москве. Гостиница Москва отличается сложной архитектурной пластикой, призванной согласовать строение с соседствующими Кремлем и зданием Исторического музея.
Охотный ряд, считавшийся в начале XX века одним из самых антисанитарных районов города, стал первым московским районом, подвергшимся коренной реконструкции в 1920-е годы. Еще в 1922 году здесь планировали возвести Дворец труда. Проведенный представительный конкурс на лучший проект не привел к воплощенным результатам. В силу финансовых трудностей строительство было отложено. Однако работы по реконструкции застройки начались: в том же году снесли часовню Александра Невского на Манежной площади, в 1924 году начался массовый снос торговых лавок в южной части Охотного Ряда (преимущественно деревянные строения). В 1928 году снесли церковь Параскевы Пятницы, а всю рыночную торговлю перенесли на Цветной бульвар.
В середине 1931 года объявили открытый конкурс на строительство новой гостиницы Моссовета, на который было подано 6 проектов. По итогам закрытого конкурса лучшим признали проект молодых сотрудников щусевской мастерской Стапрана и Савельева и приняли его к реализации. Проект был решен в духе конструктивизма и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. Суровый аскетизм массивного здания не увязывался с ансамблем Кремля, застройкой Охотного Ряда, Тверской и Моховой улиц. К тому же следует иметь в виду, что в начале 1930-х годов в советской архитектуре начался процесс отхода от авангардных направлений, наметился явный поворот в сторону переосмысления классического наследия прошлого, впоследствии приведший к возникновению такой архитектуры, как сталинский ампир.
Строительство гостиницы начали весной 1932 года. Сначала Моссовет поручил вести работы Металлострою, затем заказ передали Мосстрою, а в августе того же года создали Управление по строительству гостиницы Моссовета — самостоятельную организацию, прямо подчиненную президиуму Моссовет. Строительство такого масштабного здания было сложной задачей для страны и поэтому в проект были включены уже имеющиеся здания Гранд-Отеля и гостиницы Московская, где были сохранены шикарные интерьеры знаменитого дореволюционного ресторана, в котором некогда пел Федор Шаляпин.
В качестве соавтора, призванного исправить «ошибки» проекта, пригласили Алексея Щусева. Каркасная коробка здания к тому времени уже достраивалась, и внести значительные изменения не представлялось возможным. Однако Алексей Щусев с большой изобретательностью и тактом внес изменения в проект, добавив лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания. В результате появился строгий и монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой, просторные лоджии-аркады по центру главного фасада, многочисленные балконы. Углы здания были акцентированы башенками. Само здание приобрело большую пластичность благодаря более выраженному членению главного фасада.
Здание изначально планировалось разновеликим: главный фасад имел 14 этажей; корпус, выходящий на Охотный Ряд — 10. Центральный фасад после сноса в 1938 году целого квартала зданий, включавшего здания Экспортхлеба и гостиницы Лоскутная, получил прямой выход на Манежную площадь и был ориентирован на планировавшийся к строительству Дворец Советов, с которым должен был образовать архитектурную связку.
Тогда же Алексей Щусев выполнил эскизы второй очереди гостиницы, но до строительства новых корпусов дело не дошло. 10-этажный корпус, выходящий на площадь Революции (фасадом на здание Музея Ленина), и 6-этажный, обращенный к Театральной площади, начали строить только в 1968 году. Вторая очередь гостиницы была сдана в эксплуатацию в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции; тем самым корпуса гостиницы Москва заняли собой целый квартал. Однако декор новых корпусов получился более сухим по рисунку; 6-этажный корпус вообще был решён в духе обыкновенной бетонной коробки, что внесло, по мнению некоторых специалистов, резкий диссонанс в ансамбль Театральной площади. После реконструкции в 2013 году она стала многофункциональным комплексом.