Государственный ансамбль танца

Государственный ансамбль танца СССР создан 10 февраля 1937 года

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — хореографический ансамбль народного танца. Государственный ансамбль танца создан хореографом и балетмейстером Игорем Моисеевым. Является первым в мире профессиональным хореографическим коллективом, который занимается художественной интерпретацией и популяризацией танцевального фольклора народов мира.

В 1920 году отец привел 14-летнего Игоря Моисеева в балетную студию Веры Масоловой, бывшей балерины Большого театра. По мнению отца, танцы должны были положительно влиять на становление личности сына, а также придать ему правильную осанку и манеру держаться. Три месяца спустя Вера Масолова, придя с Игорем Моисеевым в Хореографический техникум Большого театра, сказала директору, что Игорь Моисеев должен учиться у них. После вступительного экзамена он был зачислен на курсы.

В 18 лет, после окончания техникума, Игорь Моисеев стал танцовщиком Большого театра, а в 24 года — балетмейстером и поставил несколько концертов. Однако после смены руководства Большого театра ситуация изменилась. Новый директор Елена Малиновская возмутилась тем фактом, что балетмейстером стал 24-летний танцовщик: обычно ими становились после ухода со сцены и в более зрелом возрасте. Малиновская не сняла Моисеева с должности, однако ставить ему новые танцы запретила. При новом главном балетмейстере Ростиславе Захарове ситуация в театре стала сложнее: Захаров увидел в Моисееве серьезного конкурента, что привело к продолжительному конфликту.

В 1936 году главе Комитета по делам искусств Платону Керженцеву потребовался доклад о проблемах и перспективах балета. Задание поручили Игорю Моисееву и он рассказал о сложностях работы в театре, а также поделился своими идеями по развитию народных танцев. Платон Керженцев предложил обратиться с данным предложением к Вячеславу Молотову. Тот одобрил идею и в 1936 году Игоря Моисеева назначили заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества. Для постановки Всесоюзного фестиваля народного танца Игорь Моисеев собрал со всех республик СССР лучших народных танцоров и привез их в Москву. Огромный успех фестиваля привел Игоря Моисеева к идее создания Государственного ансамбля народного танца СССР (ГАНТ).

Ради работы в ансамбле Игорь Моисеев оставил академическую сцену и должность солиста и балетмейстера Большого театра. В коллектив были приглашены наиболее талантливые участники фестиваля. Основной задачей ансамбля Игорь Моисеев считал творческую обработку и популяризацию танцевального фольклора народов СССР, для изучения которого артисты отправлялись в экспедиции и фиксировали народные танцы, песни и обряды по всей территории СССР.

Чтобы воссоздать точные образцы танцевального творчества, ансамбль проводил консультации с музыкантами, фольклористами, историками и музыковедами. Для максимального раскрытия и выражения экспрессии танца в постановках широко использовались классическая музыка, актёрское мастерство, драматургия и сценография. Игорь Моисеев поддерживал высокий уровень профессионализма всех танцоров и не выделял в группе солистов: каждый участник постановки мог исполнять как главные, так и второстепенные роли.

Датой основания театра считается 10 февраля 1937 года: в этот день состоялась первая репетиция коллектива. Первый концерт прошел в московском театре Эрмитаж 29 августа того же года. Изначально коллектив состоял из небольшого оркестра народных инструментов и тридцати танцоров.

С 1938 года Государственный ансамбль танца СССР начал регулярно выступать в Кремле на банкетах. В 1940-м, во время очередного банкета, Иосиф Сталин поинтересовался делами коллектива. Игорь Моисеев пожаловался на отсутствие подходящего места для репетиций, которые приходилось проводить даже на лестничных площадках. На следующий день после разговора коллективу предложили любое столичное здание на выбор. Игорь Моисеев выбрал полуразрушенное здание, в котором ранее располагался Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Через три месяца здание отремонтировали и репетиционная база группы получила постоянное помещение.

С началом Великой Отечественной войны Игорь Моисеев высказал предложение выступать для бойцов на фронте, однако ему было отказано. Государственный ансамбль танца эвакуировали в Свердловскую область, где коллектив выступал на эвакуированных заводах. Многих танцовщиков отправляли на фронт, но при этом концерты не отменялись. Программы переделывали под оставшихся артистов и продолжали выступать, иногда показывая по три концерта в день. Поначалу Игорь Моисеев сам заменял отсутствовавших артистов, но сил на постановки и танцы не хватало. По этой причине он решил создать первую в стране профессиональную школу народного танца. Ансамбль постоянно гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку и Монголии. Неожиданно для коллектива, ансамбль сумел не только встать на ноги, но заработал деньги для фронта. На собранные во время концертов полтора миллиона рублей был построен танк «ГАНТ СССР».

Школа народного танца была открыта в 1943 году после возвращения ансамбля в столицу. Ее выпускники получали работу как в самом ансамбле, так и в других танцевальных коллективах. Пик популярности ансамбля пришелся на послевоенные годы. ГАНТ являлся визитной карточкой СССР и стал первым ансамблем в стране, который побывал на гастролях более чем в 60 странах. К примеру, в 1945 году коллектив посетил Финляндию, в 1954-м — Китай, в 1955-м — Францию и Великобританию, в 1956-м — Ливан, Египет и Сирию. В 1958 году ансамбль побывал в США, в 1963-м — в странах Южной Америки, а в 1974-м — в Индии. Выступления способствовали налаживанию конструктивных межгосударственных отношений и даже влияли на моду: после выступления во Франции в 1953 году француженки стали носить сапожки «казачок». Каждый год на гастроли по стране и за рубежом уходило до девяти месяцев.

В 1965 году за программу Дорога к танцу коллектив получил звание академического ансамбля. Игорь Моисеев работал с коллективом до самой смерти и даже находясь в больнице давал рекомендации танцорам после просмотра видеозаписей репетиций ансамбля

Игорь Моисеев ставил народные танцы по канонам XIX века и оттачивал классическую технику артистов. Так как советские и современные авторы не обладали подобной культурой, коллективу было крайне сложно обновлять репертуар после смерти основателя ансамбля. Однако в репертуаре ансамбля постоянно появляются новые номер. Например, адыгский танец Аслана Хаджаева Тляпатет, корейское Трио — для разучивания танца Ким Чен Ир прислал в Москву национальные костюмы и балетмейстера. Лучшими танцами ансамбля считаются Сиртаки, Яблочко, Венгерский танец, Татарочка, Калмыцкий танец, Финская полька, танец аргентинских пастухов Гаучо, Ночь на Лысой горе.

Рекоменндованное видео: