Григорий Кикнадзе — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Григорий Кикнадзе родился 14 февраля 1897 года

Григорий Семенович Кикнадзе — начальник Закавказской железной дороги

Родился Григорий Кикнадзе 14 февраля в селении Чхери Шоропанского уезда Кутаисской губернии, Республика Грузия в крестьянской семье. Грузин по национальности.

Григорий Кикнадзе окончил сельскую школу в селе Харагули. Когда семье переехала в долину, продолжил учебу в Тифлисском шестиклассном железнодорожном училище. В 9 лет лишился отца. На него, как старшего, выпала тяжелая доля кормить осиротевшую семью. С помощью дальних родственников удалось окончить железнодорожное училище и сразу поступить на работу.

С 1912 года подросток, а потом и юноша трудился на железной дороге: конторщиком, телеграфистом, а позднее дежурным на дальних станциях и небольших разъездах в Закавказье. При наступлении турок на Армению бежал в Тифлис, где был мобилизован в армию. Армейская служба была не долгой, юноша был забракован по зрению. Демобилизовавшись, стал работать делопроизводителем в Управление Грузинской железной дороги, а по вечерам упорно учился на общеобразовательных курсах. Позже был ревизором-инструктором, начальником части, инспектором управления дороги. Заочно окончил в Тифлисский политехнический институт, а также курсы инженеров путей сообщения при Ленинградском институте инженеров путей сообщения.

В ноябре 1933 года Григорий Кикнадзе был назначен начальником станции Батум. Новый начальник грамотно создал учет и контроль передвижения цистерн с топливом, придумал и осуществил систему четкого учета выполнения показателей каждой сменой, создал соревнование между ними.

Большое внимание уделялось подбору и расстановке кадров в рабочих сменах. Зимой 1934 года в результате внедрения метода Кикнадзе значительно увеличилась производительность труда, и станция Батум была признана одной из лучших на сети дорог. Сюда стали приезжать делегации с Закавказской, Турксиба и других железных дорог, чтобы перенимать опыт ее работы. Опыт его работы пропагандировался в газетах.

Через год новатор Григорий Кикнадзе был назначен начальником Тифлисского отделения службы эксплуатации. Через три месяца это отделение с последнего места на дороге вышло на первое. В апреле 1936 года Кикнадзе наградили орденом Ленина. Вскоре его назначили начальником грузовой службы магистрали, после дорожным ревизором по безопасности движения поездов, а в августе 1937 года заместителем начальника дороги.

В апреле 1939 года, после назначения Баграта Арутюнова заместителем наркома, Кикнадзе возглавил Закавказскую магистраль и впоследствии успешно руководил ею в течение 15 лет.

С начала Великой Отечественной войны Григорий Кикнадзе стал Уполномоченным НКПС по Закавказскому фронту и членом Военного совета фронта. Годы суровых испытаний были самой яркой страницей работы магистрали. 19 раз присуждались дороге переходящие Красные знамена ГКО и НКПС.

Особенно тяжелым был 1942 год, когда враги захватили Северный Кавказ до Терека и отрезали дорогу от центра. Наладили доставку нефтепродуктов через Каспийское море в Красноводск и по линии Кизляр-Астрахань с переправой на левый берег Волги и далее до Саратова. Нужно было срочно направлять на уральские заводы чиатурский марганец для повышения прочности танковой брони.

Заботой начальника Закавказской дороги было и южное направление. В 1941 году для предотвращения захвата фашистами иранской нефти в Иран с юга были введены английские войска, с севера — части Красной Армии. Через Закавказскую железную дорогу для контингента советских войск шли военно-снабженческие грузы: фураж, продовольствие, обмундирование и так далее. При этом Григорий Кикнадзе осуществлял руководство военно-эксплуатационными отделениями в Тегеране и Тавризе, так как через Иран стали поступать в СССР грузы по ленд-лизу.

Григорий Кикнадзе уделял большое внимание и работе железных дорог Северного Кавказа. В 1942 году он справился с заданием по эвакуации подвижного состава из Крыма, а также с дороги имени Климента Ворошилова после занятия Ростова врагом. А когда началось освобождение от врага Северного Кавказа и Кубани, Закавказская железная дорога оказала помощь соседям в налаживании движения поездов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Кикнадзе Григорий Семенович присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Заслуги генерал-директора движения 1-го ранга Григория Кикнадзе за годы войны были отмечены также двумя орденами Красной Звезды и орденом Кутузова 1-й степени.

После войны Григорий Кикнадзе оставался на своем посту, продолжая управлять Закавказской магистралью. По его инициативе в послевоенные годы была осуществлена техническая модернизация дорог. На всех важнейших направлениях осуществлялась сплошная электрификация, внедрялась автоблокировка. В горном ущелье построена собственная гидроэлектростанция, что дало государству большие сбережения жидкого и твердого топлива.

С 1946 года по 1954 год Григорий Кикнадзе — депутат Верховного Совета СССР. В 1947 году избран депутатом Верховного Совета Грузинской ССР. В 1951 году Кикнадзе был награжден третьим орденом Ленина.

Григорий Кикнадзе принимал активное участие в строительстве новых железных дорог в районах освоения целинных и залежных земель, вторых путей линии Акмолинск -Карталы. Внес большой вклад в дело внедрения на новостройках тепловозной тяги, принимал участие в открытии линии Тайшет — Лена и подготовке строительства линии Абакан — Тайшет.

В 1970 году, достигнув 73 лет, вышел на пенсию.

Награжден тремя орденами Ленина (04.04.1936, 05.11.1943, 08.07.1951), орденами Кутузова 1-й степени (29.07.1945) , Трудового Красного Знамени (23.11.1939), двумя орденами Красной Звезды (21.07.1942, 03.12.1944), медалями.

Григорий Кикнадзе скончался 24 марта 1978 года после тяжелой и продолжительной болезни. Похоронен в Тбилиси в Сабурталинском пантеоне государственных и общественных деятелей Грузинской ССР.

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Рекоменндованное видео: