Харьковский метрополитен введен в эксплуатацию в СССР 23 августа 1975 года
Харьковский метрополитен — система линий метрополитена города Харькова (Украина), включает три действующие линии общей протяженностью 38,45 км. Харьковский метрополитен включает в себя 30 станций, из них — 24 мелкого и 6 глубокого заложения.
В начале 60-х годов в городе Харьков велась массовая застройка жилых районов. Население достигло 1 млн. человек. Вследствие этого возникла глобальная транспортная проблема. Строительство новых трамвайных или троллейбусных линий не решало проблемы. Единственным выходом из этой проблемы было строительство метрополитена.
Было предложено несколько вариантов строительства метро. Первым вариантом было строительство стандартного, обыкновенного метрополитена для перевозок пассажиров. Одним из вариантов был вариант строительства метро с выходом электропоездов на обычную ж.д. Но для этого надо было строить новые тоннели большого диаметра, заказывать принципиально новый подвижной состав. Было принято решение – строительство метрополитена для внутригородских перевозок. Самыми загруженными трассами в то время являлись трассы, пролегающие с юго-востока на запад города. На юго-востоке города расположены промышленные гиганты, жилые массивы. На западе же – огромный ж.д. узел Южный вокзал.
Итак, решено – строительство ветки от района ХТЗ до Южного вокзала. Харьков Украина. Первый участок первой очереди состоял из 8 станций: улица Свердлова, Южный вокзал, Центр, проспект Гагарина, Стадион, з-д имени Малышева, Турбинный завод. В 1968 году в Харьков приехали лучшие специалисты, метростроевцы из Киева, Баку, Москвы. Строительству метро Харьков помогали все республики СССР.
Первый ковш земли был вырыт экскаватором на улице Славянской. Собралась толпа народа посмотреть на это зрелище. 30 июля 1975 года прошел первый пробный поезд, а 23 августа 1975 года на день города первый участок первой линии сдан в эксплуатацию. А через три года уже был сдан в эксплуатацию второй участок из 5 станций – Комсомольская, имени Советской Армии, Индустриальная, Тракторный завод, Электротяжмаш. Метро Харьков постепенно росло и развивалось.
Вторая очередь была сдана в эксплуатацию 10 августа 1984 года (1 участок). В электродепо поступили вагоны типа 81-717/714 Мытищенского и завода имени Егорова. Появился первый пересадочный узел – Советская/Исторический музей. На линии построен метромост протяженностью более 1 км. Находится он между станциями Киевская и Барабашова. Метромост закрытый, едущий в вагоне человек даже не заметит, что поезд едет через мост.
Через два года, 24 августа 1986 года, Харьковский метрополитен был сдан в эксплуатацию второй участок второй очереди, состоящий из трех станций, протяженностью около 4 км, станции Академика Павлова, Студенческая, Героев Труда. Салтовская линия пролегает из центра города на северо-восток Харькова. Общая длина линии составляет более 10 км. Всего на линии 8 станций. Поездка в одну сторону занимает около 17 минут.
Следующая очередь должна пересечь город с юга на северо-запад. Первый участок 3 очереди состоял из 5 станций: Метростроителей, площадь Восстания, Архитектора Бекетова, Госпром, Научная. Протяженность более 6 км. Появились пересадочные узлы: Спортивная/Метростроителей и Университет/Госпром. 6 мая 1995 года сдан в эксплуатацию первый участок 3 очереди Харьковского метрополитена – Алексеевская линия.
Харьковский метрополитен — второй в Украине метрополитен, четвертый по количеству станций на территории СССР. Метро в Харькове носит имя Владимира Ленина.