Харьковский тракторный завод

Харьковский тракторный завод был пущен в работу 1 октября 1931 года

Харьковский тракторный завод — советское предприятие по производству гусеничных и колесных тракторов в УССР.

Тракторный завод начали строить в апреле 1930 года. Главным инженером по строительству ХТЗ был Леон Сваджян, награжденный потом был Орденом Ленина. 1 мая 1931 был введен в строй инструментальный корпус (начавший выпуск инструмента и оснастки для обеспечения потребностей продолжавшегося строительства завода), 30 сентября 1931 строительство было завершено, в это время завод насчитывал 12 цехов.

1 октября 1931 года состоялся пуск завода в УССР. В октябре 1931 года завод начал выпуск колесного трактора СХТЗ 15/30, который был оснащен керосиновым двигателем мощностью 30 лошадиных сил и развивал скорость до 7,4 км/ч. Одновременно с заводом был построен поселок для работников.

В 1932 году директором Харьковского тракторного завода стал Александр Брускин. 1932 год, первый год работы завода после запуска, ХТЗ закончил с успешными показателями: со сборочного конвейера сошло 16 044 трактора, сдано 16 333. Кроме того, было изготовлено 1507 двигателей; серого чугуна — 16 950 тонн; ковкого чугуна — 596 тонн; цветных металлов — 1296 тонн; горячих штамповок — 17 445 тонн.

В 1933 году Харьковский тракторный завод освоил производство конструкций дизель-моторов автотракторного типа. 26 мая Харьковский тракторный завод рапортовал о выполнении обязательств выдать на конец мая 121 мотор. А к 22 сентября 1933 года Харьковский тракторный завод освоил проектную мощность в 145 тракторов в день. В начале октября 1933 года завод посетил нарком Серго Орджоникидзе. Он дал высокую оценку деятельности сотрудников тракторный завод. Завод досрочно, до 20 декабря, выполнил годовой план по валовой продукции на 100,4 процента, за 11 месяцев было выпущено 28 285 тракторов, 215 из которых было изготовлено сверх плана.

До конца первой пятилетки, которая заканчивалась в 1932 году, тракторный завод выпустил 17 374 трактора. В 1934 году на тракторный завод были трудоустроены 20 австрийских политэмигрантов (активистов шуцбунда, участников вооруженного выступления в феврале 1934 года), которые прошли обучение на токарей, фрезеровщиков и слесарей и были трудоустроены на учебный комбинат завода.

В 1935 году с конвейера сошел 100-тысячный советский трактор, в 1936 году с конвейера сошел 150-тысячный трактор. 17 сентября 1937 завод начал серийный выпуск гусеничного трактора СХТЗ НАТИ. Стоит отметить, что если в основе СХТЗ 15/30 была конструкция американских разработчиков, то СХТЗ НАТИ был первым трактором массового производства с конструкцией отечественной разработки. Кроме того, в довоенный период завод выпускал газогенераторный трактор ХТЗ Т2Г.

После начала Великой Отечественной войны, выпуск военной продукции был увеличен, в сентябре — октябре 1941 года завод выпускал легкие танки Т-16. С приближением к городу линии фронта, завод был эвакуирован — сначала в Сталинград, а затем в Рубцовск Алтайского края, где на базе тракторный завод был построен Алтайский тракторный завод, который в 1942 году выпустил первый трактор АСХТЗ НАТИ. После освобождения Харькова, в августе 1943 года началось восстановление разрушенных в период оккупации зданий завода, в конце 1944 года завод выпустил первую продукцию.

В 1947 году завод начал выпуск трактора ХТЗ 7. В конце 1949 года завод освоил выпуск трактора ДТ 54. В 1952 году небольшой серией был выпущен советский трактор ХТЗ 12. В 1955 году был начат выпуск садово-огородного трактора ДТ 14, в 1958 году завод начал выпуск трактора ДТ 20.

В 1956 году на территории завода был установлен памятник Серго Орджоникидзе (который был одним из инициаторов строительства тракторого завода). Кроме того, на территории завода был установлен обелиск в память 320 рабочих и сотрудников завода, погибших в Великой Отечественной войне.

В 1960 году тракторный завод в УССР начал выпуск трактор Т 75. В 1961 году начал работу учебный цех тракторного завода — политехнический центр трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. В 1962 году завод начал выпуск пахотного трактор Т 74.

20 января 1967 года с конвейера сошел миллионный трактор. В 1969 году завод освоил выпуск трактор Т 25А, в 1971 году — трактор Т 150 (на базе которого в дальнейшем был создан колёсный трактор Т 150К).

К 29 декабря 1973 завод выпустил 1,5 млн тракторов. В 1976 году завод был преобразован в производственное объединение. В 1980-е годы завод достиг максимальной производительности — выпуск продукции составлял до 70 тысяч тракторов в год. 16 апреля 1982 года завод выпустил двухмиллионный трактор. К началу 1986 года завод поставлял тракторы в 36 стран мира и подготавливал производство новых моделей тракторов: трактор Т 150КМ и трактор Т 150К-02.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: