
Советский пассажирский самолет Ил 86 совершил первый полет 22 декабря 1976 года
Ил 86 — советский четырехдвигательный широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина. Ил 86 — первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолет. Производился серийно в 1980-1997 годах на авиационном заводе Воронежском авиационном заводе в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолетов.
Советский самолет Ил 86 является первым серийным советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом. Потребность в таком самолете возникла в СССР в 1967 году, когда Аэрофлот выработал требования к самолету на 250-350 мест. 13 октября 1967 года было принято Постановление Совета Министров СССР о разработке такого самолета.
В ОКБ Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта самолета Ил 62 250 (Ил 62 с удлиненным на 6,8 метра фюзеляжем). Однако данный проект развития не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить число кресел в ряду, но, стремясь сохранить достигнутый на Ил 62 уровень комфорта, в ОКБ Ильюшина проработали двухпалубный вариант, а также однопалубный вариант с фюзеляжем, имевшим овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Но и эти предложения тоже были отклонены. В это время мировое гражданское авиастроение создавало и осваивало производство широкофюзеляжных пассажирских лайнеров.
22 февраля 1970 года ОКБ Ильюшина получило техническое задание на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолета на 350 мест. 9 марта 1972 года Совет Министров СССР принял постановление № 168 68 о начале работ по широкофюзеляжному самолету Ил 86. Среди требований, предъявленных к самолету, было условие обеспечения перевозки багажа по принципу «багаж при себе» и установка на самолёте трех входных дверей со встроенными трапами, исключающими применение каких-либо аэродромных средств для обеспечения входа и выхода пассажиров. Это условие потребовало провести обширный комплекс исследований, связанных с выбором диаметра фюзеляжа. Результатом этих исследований, в котором приняли участие специалисты ЦАГИ, стал фюзеляж, позволивший установить в одном ряду 9 кресел с двумя проходами, причем ширину этих проходов сделали больше, чем на сходных широкофюзеляжных самолетах. Для обеспечения эксплуатации с относительно коротких ВПП была выбрана механизация крыла, состоящая из предкрылков и трехщелевых закрылков (впоследствии применены двухщелевые), обеспечивающих высокую подъемную силу.
К самолету Ил 86 были предъявлены требования, которые учитывали состояние наземной материально-технической базы Аэрофлот, взлетно-посадочных полос и аэропортов. Первый полет опытного самолета Ил 86 выполнил 22 декабря 1976 года. В июне 1977 года советский самолет был показан на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего приступили к сертификационным испытаниям. Заявка на получение сертификата летной годности была принята 15 мая 1974 года, а сам сертификат получен 24 декабря 1980 года, после соответствующих испытаний самолета. 26 декабря 1980 года пассажирский самолет Ил 86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Ташкент. В 1981 году на самолет Ил 86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полете по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн.
Почта СССР в 1979 году выпустила почтовую марку с изображением самолета Ил 86. Ил 86 выпускался серийно с 1979 по 1997 годы на авиационном заводе в Воронеже. Всего было построено 106 самолетов всех модификаций. Три самолета были поставлены на экспорт в Китай. Четыре самолета построены в варианте воздушного командного пункта Ил 86 (Ил 80) для управления вооружёнными силами на случай ядерного конфликта.