Советский самолет Ил 86 совершил испытательный полет в СССР 24 октября 1977 года
Ил 86 — советский четырехдвигательный широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина. Ил 86 — первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолет. Производился серийно в 1980-1997 годах на Воронежском авиационном заводе в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолетов.
В середине 70-х в СССР остро возникла необходимость в самолете большой вместимости, который обслуживал бы маршруты между крупными городами СССР. Параметры его были заданы довольно четко. Требовался лайнер вместимостью 300-350 человек, который способен совершать перелеты на расстояние до 3500 километров. В конструкторском КБ Ильюшина разработали четырехмоторный широкофюзеляжный двухпалубный самолет Ил 86. Считается, что это был наш ответ американскому Боингу 747.
В декабре 1980 года самолет Ил 86 получил сертификат летной годности. Создатели самолета были удостоены Ленинской премии. Главному конструктору проекта Генриху Васильевичу Новожилову вручили вторую звезду Герой Социалистического труда. За годы эксплуатации Ил 86 перевез сотни тысяч пассажиров и долгое время считался самым надежным советским самолетом.
На фоне Ту 154 и Як 42 новый лайнер выглядел гигантом. Салон Ил 86, при том что самолет перевозил в два-три раза больше пассажиров, был гораздо просторнее и комфортнее. На новый уровень перешла звукоизоляция. Отдельно хвалили туалет, большой гардероб и систему принятия и выдачи багажа. Самолет Ил 86 отличался еще тем, что имел три собственных встроенных трапа, с помощью которых пассажиры могли покинуть самолет, не дожидаясь подкатных трапов.
Также он был тяжелой и громоздкой. По всей стране специально под Ил 86 удлиняли взлетно-посадочные полосы. Удар двухсот тонн при посадке являлся весьма серьезным испытанием для ВПП, но испытанием (главным образом для пассажиров) был и взлет. Ил 86 очень неохотно отрывался от земли, делая это в самом конце взлетно-посадочной полосы.
В июне 1977 года самолет Ил 86 был показан на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года завершились заводские испытания. Регулярная эксплуатация Ил 86 в СССР открылась в конце декабря 1980 года рейсом Москва — Ташкент.
В сентябре следующего года экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР Георгия Волохова установил на серийном Ил 86 сразу восемнадцать мировых рекордов. С коммерческим грузом от 30 до 80 тонн он развил скорость около тысячи километров в час. Уникальность самолета заключалась еще в том, что в нем была впервые применена система навигации, позволявшая выполнять рейсы в любых погодных условиях и в любое время суток.
Специально для Ил 86 разработали двигатель НК 86. Впоследствии он и явился главной причиной вывода лайнера из эксплуатации. Двигатель имел слишком большой расход топлива, а главное — не соответствовал нормам по шуму. При этом двигатель НК 86 был очень надежен.
Преемником Ил 86 является самолет Ил 96 — первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Он способен совершать перелеты на расстояние до 9 тысяч километров. Массовым самолет не стал. Всего их было выпущено менее тридцати.