Иосиф Незваль — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Иосиф Незваль родился 16 февраля 1898 года

Иосиф Фомич Незваль — советский авиаконструктор. Главный конструктор ОКБ Андрея Туполева.

В 30-х годах Иосиф Незваль был заместителем Владимира Петлякова. Управлял созданием ТБ-7 и Ту-128. Осуществлял общее руководство разработкой конструкции Ту-160. Герой Социалистического Труда (1957). Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.

В период с 1916 по 1918 годы Иосиф Незваль после окончания реального училища, проходил учебу в Императорском Московском техническом училище (ныне МВТУ имени Николая Баумана). В 1918 году прервал учебу по семейным обстоятельствам, надо было помогать семье, поэтому Иосиф пошел работать.

В 1918 году Иосиф Незваль трудился машинистом на паровозе, после (до 1920 года) чертежником-копировщиком на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), работал под руководством Николая Поликарпова. И хотя Незваль числился всего-навсего чертежником-копировщиком, работу он выполнял как нынешний конструктор первой категории.

Причем приходилось быть универсалом. Так, однажды ему дали задание установить на одном самолете дополнительно два пулемета для стрельбы через плоскость вращения винта. Он совместно с рабочим провел эту работу, используя имевшиеся на двигателях пулеметные синхронизаторы механизмы, позволявшие пилоту вести огонь таким образом, чтобы пулеметная трасса проходила через плоскость вращения пропеллера, не попадая в него. Для этого ему пришлось сделать специальный передаточный механизм.

Потом получил новое задание, ничего не имевшее общего с вооружением, но напрямую относившееся к авиации. В те времена основной парк Красного Воздушного Флота составляли французские «Ньюпоры», «Фарманы» и английские «Спады», которые закупила еще царская армия. Моторов к ним не хватало, а те, что были, уже многократно выработали свой ресурс. Вот Поликарпов и решил поставить на самолеты «Спад» моторы мощностью в 220 лошадиных сил вместо старых 160-сильных. Но для этого надо было найти один-единственный самолет, на котором уже стоял такой мотор. А самолет этот находился на польском фронте. И Поликарпов выписал Незвалю командировку на фронт.

Прибыв в штаб фронта в тот момент, когда бои уже закончились, он узнал, что соединение, в котором находится интересующий его самолет, перебрасывается на Южный фронт, против Врангеля, и уже снялось с места. А где оно находится в настоящий момент, неизвестно. Тогда Незваль уселся на крышу теплушки воинского эшелона, шедшего на запад, и с нее стал следить за встречными поездами, на платформах которых стояли самолеты.

Наконец он встретил самолет, с этим эшелоном вернулся в Москву, где спокойно осмотрел машину и составил нужные чертежи. Казалось, что после этого он навсегда останется на авиационном заводе. Но нет.

В период с 1920 по 1923 годы продолжил учебу в МВТУ. Начиная с 1923 года, трудился авиаконструктором (до 1942 года под руководством Владимира Петлякова) сначала в ЦАГИ, затем в ОКБ Туполева.

Владимир Петляков занимался крылом АНТ-2 и попросил Незваля помочь в этом. Когда работа была проделана, в мастерской вместе с Петляковым появился Андрей Николаевич Туполев. Он только что вернулся из отпуска. До этого Незваль Туполева никогда не видел. Тот молча около получаса внимательнейшим образом разглядывал лонжероны и нервюры, которые образовывали плавность поверхности крыла, потом хмыкнул и вместе с Петляковым вышел из комнаты. А когда Петляков вернулся, то сказал, что Туполеву крыло очень понравилось, и он приказал повысить оклад Незвалю на два червонца сумму по тем временам весьма ощутимую, да еще дать два червонца премии.

С тех пор Незваль делал вместе с Петляковым крылья.

После Иосиф Незваль был назначен главным конструктором транспортной модификации Пе-8 — Пе-8ОН. Был главным конструктором Казанского авиационного завода по самолету ТБ-7.
В августе 1941 года на этих машинах осуществлялись бомбовые налеты на столицу нацисткой Германии Берлин. На Берлин самолеты летали с казанского военного аэродрома. Было еще много поднявшихся в воздух при его непосредственном участии самолетов…

Награды и премии Иосифа Незваля:

Герой Социалистического Труда (22.09.1972);
4 ордена Ленина (13.02.1944; 06.12.1949; 12.07.1957; 22.09.1972);
орден Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945);
2 ордена Трудового Красного Знамени (08.08.1947; 27.03.1953);
Медали;
Ленинская премия;
Государственная премия СССР

В музее истории Казанского авиационного института хранятся личные вещи Иосифа Фомича Незваля.

Герой Социалистического Труда Иосиф Фомич Незваль умер 24 ноября 1987 в 89 лет.

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: