Советский одномоторный истребитель И 16 совершил первый полет в СССР 30 декабря 1933 года
И 16 в просторечии Ишак, Ишачок. И 16 — советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полете шасси. Самолет И 16 имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку.
Выпускался в СССР и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года. Первый полет на прототипе выполнил летчик-испытатель Государственного авиационного завода № 39 (ГАЗ № 39) ВалерийЧкалов.
На Государственных испытаниях в феврале 1934 года два прототипа поднимали в воздух летчики-испытатели Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок. Пилоты давали отнюдь не лестные отзывы о самолкете, а после ознакомления с докладом летчиков-испытателей Юмашева и Чернавского Алкснис специальным приказом разрешил пилотировать самолет И 16 только наиболее опытным летчикам.
Конструкторы намеренно сделали истребитель И 16 аэродинамически неустойчивым, исходя из популярной тогда гипотезы, что неустойчивая аэродинамика планера позитивно скажется на маневренности истребителя в бою. 1 и 2 марта пилотируемый Валерием Чкаловым самолет И 16 проходил испытания на штопор.
После эксплуатационных испытаний в Крыму с базированием на аэродром в Каче, новейший истребитель был продемонстрирован широкой публике на Первомайском параде в Москве в полете над Красной площадью. В 1935 году демонстрировался на Международной авиационной выставке в Италии в Милане.
Самолет И 16 Широко применялся войсками Республики Испания во время гражданской войны. 1940 год — год самого массового выпуска И 16 — было построено около 2710 машин. Кроме СССР и Испании поставлялся в Китай и Монголию, где использовался в боях с японцами.
Советский истребитель И 16 использовался ВВС РККА в боях до 1944 года включительно. Продолжением конструкторских идей, реализованных в истребителе И 16, стал опытный самолет И 180. В первом же испытательном полете на прототипе И 180 погиб Валерий Чкалов, а затем — и летчик-испытатель Томас Сузи.
Николай Николаевич Поликарпов — советский авиаконструктор, глава ОКБ 51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Николай Поликарпов дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Николай Поликарпов является одним из основоположников советской школы самолетостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолеты У 2 (По 2) и Р 5 были из лучших в своем классе, а И 15 бис, И 153 Чайка и И 16 стали основой истребительной авиации СССР 1934-1941 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».
Валерий Павлович Чкалов — советский летчик-испытатель, комбриг (1938). Валерий Чкалов — Герой Советского Союза (1936), командир экипажа самолета, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон).