Герой Социалистического Труда Иван Приходько родился 29 мая 1910 года
Иван Митрофанович Приходько — партийный и хозяйственный руководитель, директор крупных заводов. Директор Кременчугского автомобильного завода (1960-1976).
Герой Социалистического Труда (1971). Депутат Верховного Совета СССР двух созывов (1957-1958, 1958-1961). Член КПСС с 1940 года. Делегат XXII, XXIII, XXIV съездов КПСС. Почетный гражданин города Кременчуга.
Вклад Ивана Приходько
В 1948 году Крюковский вагоностроительный завод под руководством Ивана Приходько достиг довоенного уровня по выпуску грузовых вагонов. В октябре 1948 года вышел опытный полувагон с хребтовой балкой из спецпроката. В 1949 году впервые в вагоностроении на заводе применен конвейер для сборки вагонов. В 1951 году выпущен четырехосный хоппер для перевозки марганцевой руды грузоподъемностью 18 тонн. Испытаны вагоны-хопперы для перевозки торфа грузоподъемностью 24 тонны. В 1952 году начат выпуск платформ под нефтяные и кислотные цистерны грузоподъемностью 60 тонн. В ноябре 1954 года произведены два первых большегрузных полувагона грузоподъемностью 93 тонны, затем налажено их серийное производство. В 1958 году на Брюссельской Международной выставке макет шестиосного цельнометаллического полувагона (93 тонны) отмечен золотой медалью. В 1960 году началось проектирование 100-тонных полувагонов для перевозки руды. Крюковский вагоностроительный завод увеличил выпуск грузовых магистральных вагонов с 4259 штук в 1947 году до 9000 в 1960-м.
В 1951 году на Крюковском вагоностроительном заводе было освоено изготовление первого плавающего транспортера К 61 для Вооруженных Сил. На предприятии создано мощное конструкторское бюро, которое в 1954 году было признано Головным в СССР по созданию переправочно-десантной техники. Здесь созданы гусеничный самоходный паром ГСП 55, плавающий транспортер ПТС 65, инженерный подводный разведчик ИПР 75, плавающий прицеп, машины для уборки тростника, а позднее — серия паромно-мостовых машин ПММ Волна. Всего на заводе были созданы чертежи, произведены опытные образцы и испытаны более 20 изделий инженерной техники.
За годы работы директором Кременчугского автомобильного завода Ивана Приходько география продаж автомобилей КрАЗ расширилась до 40 стран мира. В июне 1972 года Центральный комитет КПСС рассмотрел вопрос о работе партийных организаций и коллективов Ярославского объединения «Автодизель» и Кременчугского автомобильного завода имени 50-летия Советской Украины по повышению качества, увеличению ресурса двигателей и пробега грузовых автомобилей. В 1973 году на КрАЗе состоялся Всесоюзный семинар партийных работников, руководителей и специалистов автомобильной промышленности. В 1974 году на конвейер поставлен автомобиль нового, третьего поколения КрАЗ-260. В 1975 году выпущен 250-тысячный автомобиль КрАЗ. В 1976 году создано производственное объединение «АвтоКрАЗ», в состав которого вошло восемь заводов.
Родился Иван Приходько в семье шахтера соляного рудника Пшеничный Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне Бахмутский район Донецкой области). Был шестым ребенком в многодетной семье, в которой родилось 10 детей.
Через некоторое время семья Приходько переехала в поселок Двуречье. С 1917 по 1922 год Иван Приходько проходил обучение в четырехклассной начальной школе. В 1926 году окончил семилетку в поселке при соляном руднике имени Карла Либкнехта (ныне город Соледар). Далее поступил в индустриальную профтехшколу в городе Артемовске. Одновременно работал электриком ремонтных мастерских при профтехшколе. С 1929 года работал электромонтером на электростанции химзавода Красный химик в городе Славянске. В сентябре этого же года поступил в Артемовский индустриальный техникум. После его окончания в 1931 году работал электриком на Краматорском металлургическом и машиностроительном заводах. Одновременно учился на вечернем отделении Краматорского машиностроительного техникума.
2 января 1932 года перевелся на учебу в Ленинградский индустриальный институт. В мае 1936 года после окончания института был Приходько направлен на Ленинградский государственный завод № 174 имени Ворошилова инженером-электриком в отдел главного энергетика. Предприятие в то время производило легкий танк Т-26. Со 2 января по 13 ноября служил в Красной Армии курсантом одногодичной полковой школы 215 Туркестанского стрелкового полка 72 дивизии города Ленинграда. 13 ноября назначен главным энергетиком завода № 174. В сентябре 1938 — начальник управления капитального строительства этого же завода. В январе 1940 года вступил в ряды Всесоюзной Коммунистической партии большевиков (ВКП(б)). В апреле на заводе № 174 началось подготовка к производству танков Т 50. С ноября 1940 года — главный механик и главный энергетик завода (в связи с объединением служб).
В октябре 1941 года началась эвакуация Ленинградского завода № 174 в Чкалов (Оренбург) на Чкаловский паровозоремонтный завод для выпуска танков Т-50. 6 января 1941 года Государственный комитет обороны принял решение снять с производства танк Т-50 и перейти на выпуск танка Т-34. Иван Приходько был назначен начальником управления капитального строительства танкового завода № 173 в Чкалове. В апреле вместе с заводом переехал в Омск, где на площадях Омского паровозовагоноремонтного завода был создан завод № 174. В 1942 году при активном участии Ивана Приходько был построен сталелитейный комплекс: мартеновский цех с 4 печами и сталефасонный цех. Организован цех цветного литья. В декабре за месяц оборудован радиаторный цех.
За успешное освоение и выпуск боевой техники и досрочное строительство танковой трассы получил свои первые награды — орден Красной Звезды (1943) и орден Трудового Красного Знамени (1944).
В августе 1944 года назначен парторгом ЦК ВКП(б) на Омском танковом заводе № 174. С 1944 по 1946 год — член пленума горкома партии города Омска.
14 февраля 1946 года возвратился вместе с семьей в Ленинград, где стал работать на заводе № 800 (бывший № 174) заместителем директора по капитальному строительству. 26 ноября 1947 года назначен директором Крюковского вагоностроительного завода Министерства транспортного машиностроения (Крюков-на-Днепре Полтавской области, Украина). На предприятии руководил восстановлением цехов, выпуском грузовых магистральных вагонов. В 1951 году с выпуском плавающего транспортера К-61 было начато производство переправочно-десантной техники по заказу Министерства Обороны СССР. Руководил там капитальным и жилищным строительством. С 1947 по 1960 год в Крюкове-на-Днепре было построено свыше 35 тысяч квадратных метров жилья, больничный комплекс, детский оздоровительный лагерь, техникум, детские сады, летний кинотеатр и другие объекты.
В 1957 году избирался депутатом Верховного Совета СССР вместо выбывшего депутата. В 1958 году стал депутатом ВС СССР повторно.
2 ноября 1960 года постановлением № 60 Совета народного хозяйства Полтавского экономического административного района назначен директором Кременчугского автомобильного завода. На этой должности проработал до 1976 года.
Избирался делегатом XXII, XXIII, XXIV съездов КПСС
За время его руководства Кременчугским автомобильным заводом было значительно увеличено производство грузовых автомобилей (с 4716 в 1960 году до 27085 в 1976-м). Велось большое капитальное, жилищное, социальное строительство — возведены новые цеха, жилые микрорайоны, детсады, школы, поликлиники.
В 1971 году был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда
В 1976 году вышел на пенсию. В январе 1981 года ему было присвоено звание Почетного гражданина города Кременчуга.
Награды Ивана Приходько:
Герой Социалистического Труда (1971);
два ордена Ленина (1966, 1971);
Орден Октябрьской Революции (1976);
Орден Трудового Красного Знамени (1944);
два ордена Красной Звезды (1943, 1945);
Медаль «За оборону Ленинграда» (1944);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы» (1945);
Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1958);
Медаль «25 лет освобождения Советской Украины от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны» (1969);
Золотая медаль ВДНХ (1973);
Медаль «30 лет освобождения Советской Украины от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны» (1974);
Медаль «Ветеран труда»
Герой Социалистического Труда Иван Приходько скончался 28 января 1991 года. Похоронен в Кременчуге.
Труд — Валерий Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда
Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»
Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР
Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении
если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее