Иван Савченко — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Иван Савченко родился 9 апреля 1919 года

Иван Михайлович Савченко — инженер-кораблестроитель, организатор кораблестроительного производства, в 60-е — 80-е годы XX века — один из крупнейших в СССР специалистов в области атомного подводного кораблестроения и технологии судостроения. Герой Социалистического Труда.

Иван Савченко родился в селе Водено Каменского-на-Днепре района Запорожской области Украины. Был старшим сыном в многодетной крестьянской семье.

В конце 20-х — начале 30-х годов семья Ивана Савченко пару раз переезжала – отец, Михаил Иванович, трудился сначала на строительстве ДнепроГЭСа, далее на строительстве трубного завода в город Никополь, где и осела вся семья. Здесь в 1938 году Иван Савченко закончил среднюю школу № 10.

Иван Савченко учился хорошо, любимым предметом у него было рисование, а в его сундучке вместе с альбомами рисунков хранилась книга Джека Лондона «Морской волк».

В 1938 году после окончания школы Иван Савченко стал студентом Николаевского кораблестроительного института. В предвоенные годы Ивану Савченко пришлось совмещать учебу с подработками, но, несмотря на свое тяжелое материальное положение и небольшую финансовую помощь семьи, до начала Великой Отечественной войны смог завршить три курса НКИ.

С началом Великой Отечественной войны, в числе 500 преподавателей, студентов и сотрудников НКИ был призван в ряды РККА. Службу проходил рядовым в 53 запасном стрелковом полку 11 Запасной стрелковой бригады.

С 31 июля по 8 сентября 1941 года в составе 53 запасного стрелкового полка Юго-Западного фронта принимал участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Иван Савченко окончил Николаевский кораблестроительный институт в городе Пржевальск в 1944 году по специальности «Судовые паровые двигатели и установки», присвоена квалификация «инженер-механик», диплом № 531171 от 15 апреля 1944 года.

В 1944 году по распределению народного комиссариата судостроительной промышленности СССР Иван Савченко направлен на работу в город Молотовск, на завод № 402 (ныне ОАО ПО «Севмаш»).

28 июня 1944 года Савченко приняли на работу помощником строителя по механической части в 5 отдел. 1 марта 1947 года перевели на должность строителя того же отдела. 1 декабря 1947 года перевели на должность строителя по судоремонту. 28 февраля 1949 года Иван Савченко стал старшим строителем в цех 50 (в то время Главный стапельный цех завода № 402). 22 апреля 1950 года стал заместителем начальника цеха 50. 15 сентября 1952 года стал заместителем начальника цеха 9 (трубомедницких работ). 1 декабря 1954 Иван Савченко — заместитель начальника цеха 50. С 23 апреля 1956 года – исполняющий обязанности начальника цеха 50, с 31 июля 1956 года — начальник цеха 50.

В должности строителя и заместителя начальника цеха 50 был увлечен строительством надводных кораблей — эсминцев проекта 30-бис, далее легких крейсеров типа «Молотовск» проекта 68-бис, паромов типа «Сыпрус».

Являясь начальником цеха № 50, Иван Савченко основал серийный выпуск атомных подводных лодок проекта 658 и выполнение работ по кораблям других проектов. Строительство АПЛ потребовало от всего завода, и в первую очередь от цеха 50 кардинальной перестройки существующего производственного цикла, осуществления перехода от строительства надводных кораблей к строительству атомных подводных лодок.

«Инженер Иван Савченко относился к числу тех специалистов, которые в совершенстве владели динамикой производственного процесса, досконально знали свою работу. Начальник цеха Савченко относился к тем руководителям, которые могли увлечь коллектив на выполнение сложнейших задач… Внимательный к нуждам рабочих и служащих, с мягким характером, обладающий выдержкой и тактом, он располагал к себе людей, вызывал уважение».

В 50-х годах XX века в Северодвинске была непростая ситуация в социальной сфере, так как производственных мощностей Севмашпредприятия не успевал за потребностями в жилищном строительстве.

В это время, с 1957 года по 1959 годы, комсомольцами завода было построено два трехэтажных дома методом «народной стройки». Глубоко осознавая социальные проблемы, осенью 1959 Иван Савченко добился разрешения на строительство коллективом цеха № 50 жилья методом «народной стройки» — двух шлакоблочных домов для работников цеха 50 и организовал всемерную поддержку застройщиков. В итоге с осени 1959 до зимы 1961 года работники цеха 50 построили два трехэтажных двухподъездных дома по Русановскому переулку

Несмотря на героический труд застройщиков, зимой 1960 года стройка оказалась под угрозой закрытия, так как не было фундаментных блоков для монтажа фундамента. Благодаря поддержке Ивана Савченко, смекалке руководителей стройки и энтузиазму застройщиков стройка была обеспечены блоками, и за одну ночь был смонтирован фундамент, что спасло стройку. Сдача построенных домов в эксплуатацию, а также высвободившееся после переезда застройщиков жилье сняло остроту жилищной проблемы для корабелов цеха 50

28 мая 1962 года Иван Савченко стал Главным инженером — заместителем директора Севмашпредприятия. На этом сложнейшем посту Иван Савченко руководил развитием производственной и технологической инфраструктуры завода, необходимой для строительства новейших атомных подводных лодок и систем вооружения.

Начало деятельности И. М. Савченко на посту Главного инженера Севмашпредприятия было связано со сдачей ВМФ СССР уникальной АПЛ проекта 645 ЖМТ с жидкометаллическим теплоносителем реактора.

Годы, которые Иван Савченко работал главным инженером Севмашпредприятия, были годами перехода от довоенных судостроительных технологий к современным, поточным методам строительства кораблей и АПЛ. Все это требовало огромных усилий от подразделений службы главного инженера, начиная от отдела капитального строительства и заканчивая впервые созданной службой радиационной безопасности.

Иван Савченко улучшал структуру управления предприятием, внедрял современную нормативную и технологическую документацию, занимался созданием, освоением и внедрением в производство систем автоматизированного управления, ЭВМ, станков с ЧПУ.

За период работы Ивана Савченко на посту главного инженера Севмашпредприятия инженерный корпус завода из небольшого коллектива, строящего корабли по документации ЦКБ-проектантов, превратился в коллектив, разработки которого вышли далеко за стены завода, освоивший и создавший ряд уникальных технологий и средств технологического оснащения, внедренных в ряде случаев на всех предприятиях Министерства судостроительной промышленности СССР.

Иван Савченко — один из руководителей труднейшей работы по освоению строительству АПЛ с корпусами из титановых сплавов, к которой приступили еще до его прихода на пост главного инженера. В результате этих работ на Севмашпредприятии была построена такие АПЛ как проект 661 «Анчар», создавшая прочную основу для реализации проектов 705 «Лира» и 685 «Плавник», не имеющих аналогов в мировом кораблестроении.

Активная деятельность Ивана Савченко в сфере технологии судостроения, организации и подготовки производства не осталась «незамеченной» руководством Минсудпрома СССР. Приказом Министра судостроительной промышленности № 424/к от 29.11.1974 года, Иван Савченко назначен Генеральным директором НПО «Ритм» в Ленинграде — первого научно-производственного объединения в судостроительной промышленности.

Одновременно Иван Савченко был назначен директором Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (ЦНИИ ТС) и заместителем главного редактора журнала «Судостроение».

За этот период ВМФ СССР получил тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», который стал воплощением достижений науки, техники и технологии. В то же время встали на боевое дежурство атомные подводные крейсера второго и третьего поколений, такие как атомные подводные лодки проекта 949 «Гранит» и проекта 949А «Антей», оборудованные крылатыми ракетами, тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами проекта 941 «Акула», многоцелевая ракетно-торпедная АПЛ «Барракуда», имеющая титановый корпус.

Данный перечень можно дополнить разработками, позволившими вывести военно-морской и торговый флот СССР в мировые лидеры судо- и кораблестроения. К ним можно отнести серию ракетно-торпедных подводных лодок проекта 877 «Варшавянка», танкеры типа «Победа», танкеры типа «Борис Бувин», атомоходы типа «Арктика», лихтеровозы «Алексей Косыгин» и «Севморпуть», ролкер «60 лет СССР», а также серию рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих судов типа «Баренцево море», «Пулковский меридиан», «Балтика», «Моряна» и множество других судов.

С 1957 года и до последнего дня своей жизни Иван Савченко был членом КПСС.

5 марта 1961 года Иван Савченко был избран народным депутатом Северодвинского горсовета депутатов трудящихся VIII созыва. В 1976 Ивана Савченко избрали членом президиума центрального правления Научно-технического общества имени Академика Алексея Крылова. Удостоверение Ивана Михайловича Савченко — члена президиума Научно-технического общества судостроителей имени академика Алексея Крылова. В 1978 году был избран членом Кировского райкома КПСС города Ленинграда.

Награды и признание заслуг Ивана Савченко

Удостоверение почетного гражданина города Северодвинска Савченко Ивана Михайловича;
В 1965 году за создание атомной подводной лодки с баллистическими ракетами на борту (проект 658) И. М. Савченко был удостоен Ленинской премии;
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1970 года за выдающиеся заслуги в создании и производстве новой техники (головной атомной подводной лодки проекта 667А) главному инженеру Севмашпредприятия Савченко Ивану Михайловичу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»;
Также награжден еще одним орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями;
Почетный гражданин города Северодвинска (1979).

В мае 1983 года Иван Савченко тяжело заболел и 1 декабря 1983 года был вынужден выйти на заслуженный отдых по состоянию здоровья. Иван Савченко скончался после тяжелой и продолжительной болезни 7 апреля 1984 года. Иван Савченко похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду
!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Рекоменндованное видео: