Вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода КАМАЗ в СССР 13 декабря 1969 года
КАМАЗ — Камский автомобильный завод — советское предприятие, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей. Камаз также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны, Татарская АССР.
В 1969 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находятся в самом центре бывшего Союза. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем — с транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации КамГЭСэнергострой позволило завершить строительство заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев.
Рабочие и специалисты, представители более 70 национальностей, съехались на стройку в Набережные Челны. Заказы КАМАЗа на строительные материалы и оборудование выполняли все министерства и ведомства, всего свыше 2000 предприятий. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм.
13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Комплекс заводов на Каме раскинулся на обширной территории в 57 квадратных километров. Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотням тысяч людей КАМАЗ обеспечил комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Благодаря КАМАЗу в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны.
Первый автомобиль сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. 29 декабря 1976 года — Государственная комиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Уже ко времени сдачи в эксплуатацию первой очереди КАМАЗ обладал огромными производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе, и в 3 раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому. Темпы роста производства на КАМАЗе были рекордными. В октябре 1977 года советское предприятие КАМАЗ досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи.
В феврале 1983 года была создана производственная фирма КАМАЗавтоцентр, обеспечивавшая все КАМАЗы гарантийным обслуживанием и поставлявшая запасные части на весь период жизни автомобиля. Уже к концу десятилетия в составе КАМАЗавтоцентра было 210 автоцентров, что позволило оперативно реагировать на требования заказчика, эффективно проводить маркетинговые исследования, максимально быстро осуществлять ремонт автомобилей и поставки запчастей.
В 1987 году было создано производство микролитражных автомобилей Ока. 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка Ока-ВАЗ-1111.
Сначала работы КАМАЗ выпущено более 2,25 млн автомобилей и около 2,85 млн двигателей. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.