Каникулы Бонифация

Советский мультфильм Каникулы Бонифация о цирковом льве и его «отпуске» в Африке, снятый в СССР в 1965 году Федором Хитруком

Мультипликация (от латинского multiplicatio «умножение, увеличение, возрастание, размножение») — технические приемы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой

Мультипликационное (анимационное) кино наряду с игровым является разновидностью художественного кино

Советские мультфильмы по достоинству ценят любители мультипликационного жанра во все мире. Многие анимационные фильмы СССР признаны за рубежом, о чем говорят не только многочисленные награды международных фестивалей, но и искренняя любовь взрослых и детей из разных стран. Так, в Японии — Мекке современной анимации — Чебурашка из СССР успешно составляет конкуренцию местным покемонам. А один из наиболее выдающихся режиссеров-аниматоров современности Хаяо Миядзаки рассказывал, что именно мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева» в свое время убедил его в правильности сделанного им профессионального выбора

В Советской России после Великой Октябрьской революции 1917 года начала формироваться новая мультипликационная школа, не опиравшаяся на дореволюционную традицию. Первыми опытами в этом направлении стали анимационные вставки в выпуски «Кино-Правды» выдающегося авангардиста и экспериментатора Дзиги Вертова

Советские мультфильмы появились как социалистический ответ диснеевским. Советским карикатуристам удалось достичь абсолютного совершенства в своем искусстве. Во многих других странах, как правило, использовалось пять рисунков в секунду. В СССР для одной секунды мультика использовалось 12-24 рисунка. Таким образом, благодаря старательной и кропотливой работе советских художников, качество анимации страны Советов было значительно выше, чем качество среднего «западного» мультфильма!

До преступного расчленения Советского Союза в 1991 году Ватикан покупал советские мультфильмы, считая их очень полезными для воспитания подрастающего поколения, а сюжет мультфильма «Возвращение блудного попугая» американские детские психологи до сих пор используют для разрешения конфликтных ситуаций с подростками…

…Есть, правда и обратные примеры. Например, «Ну, погоди!», любимый мультик всех советских детей, был запрещен в Финляндии. Кто-то из чиновников решил, что заяц слишком жесток и волк по его вине постоянно попадает в неприятные ситуации…

Каникулы Бонифация — советский мультипликационный фильм о цирковом льве и его «отпуске» в Африке. Мультфильм Каникулы Бонифация третья по счету режиссерская работа Фёдора Хитрука. В основу сценария Каникулы Бонифация положена сказка чешского писателя Милоша Мацоурека «Бонифаций и его племянники»

Суть мультфильма Каникулы Бонифация можно выразить словами доктора философских наук, киноведа Евгения Громова, сказавшего: «Мораль сей басни проста и мудра. У настоящего художника нет и не может быть каникул. Он по воле собственного сердца всегда в работе, в творчестве!»

Каникулы Бонифация мультфильм

Сюжет — Каникулы Бонифация мультфильм: Умный, интеллигентный, в высшей степени талантливый цирковой лев Бонифаций очень любит бананы и прогулки по городу, которые совершает вместе с директором цирка. Узнав во время одной из таких прогулок, что на свете существуют каникулы, лев опечалился: «А у меня еще ни разу не было каникул…»

Считая Бонифация образцовым львом, директор цирка решает отпустить его на каникулы. И счастливый Бонифаций сначала поездом, а потом пароходом отправляется в Африку к своей бабушке. По дороге он мечтает, как будет лежать на солнышке, купаться в озере, есть бананы и обязательно поймает золотую рыбку

На следующее утро после приезда домой, где ничего не изменилось и миниатюрная бабушка в очках и старомодном чепчике по-прежнему сидит около своего домика в кресле-качалке с вязаньем на коленях, Бонифаций, облачившись в новый купальный костюм, вооружившись сачком и ведерком, идет на озеро. Погнавшись за красивой бабочкой, он неожиданно встречает маленькую девочку, которая очень пугается, увидев «незнакомого льва». Чтобы успокоить ее, Бонифаций ловко жонглирует разноцветными камешками. С этого момента начинается новый этап его творческой жизни. На девочку, которая никогда не видела ничего подобного, искусство этого странного доброго льва в полосатом купальнике производит огромное впечатление. Она начинает приводить к нему благодарных зрителей. Каждый день на тропинке, ведущей к озеру, его караулит целая толпа маленьких ребятишек, ожидающих повторения цирковых чудес. Попытки Бонифация прекратить эти представления, добраться всё-таки до озера и начать отдыхать по намеченному им плану разбиваются о невозможность обмануть доверчивые ожидания детей. Неистощимый на выдумки Бонифаций изобретает и демонстрирует все новые трюки и фокусы: «Ни один лев не сумел бы сделать такое!». Каждый день с утра до вечера он дает представления, забыв о рыбной ловле и купании в озере

Но время идет, и однажды в самый разгар представления раздается гудок парохода. Каникулы кончились. Быстро уложив свой чемодан, Бонифаций торопится на пристань. Проводить его прибежали все дети и, конечно, бабушка. Пароход уже собирается отчаливать, а лев все не может проститься со своими маленькими зрителями. Бабушка еле успевает надеть на него новый свитер, который вязала всё лето. Наконец, Бонифаций ступает на трап, но не успевает пройти его до конца, как пароход отчаливает, и лев падает в воду. Благополучно выбравшись на корабельную палубу, он чувствует, что под свитером что-то шевелится. Осторожно Бонифаций достает из-под свитера золотую рыбку. Подержав свою «сбывшуюся мечту» в лапах несколько секунд, он выпускает ее в море

Съемочная группа мультфильма Каникулы Бонифация:

Автор сценарияФедор Хитрук
РежиссерпостановщикФедор Хитрук
ХудожникпостановщикСергей Алимов
КомпозиторМоисей Вайнберг
ОператорБорис Котов
ЗвукооператорГеоргий Мартынюк
РедакторРаиса Фричинская
Текст читаетАлексей Полевой
ХудожникиЮрий Норштейн, Леонид Носырев, Эдуард Назаров, Игорь Подгорский, Анатолий Петров, Юрий Кузюрин, Галина Баринова, Владимир Морозов, Мария Мотрук, Дмитрий Анпилов, Яна Вольская

Награды Каникулы Бонифация мультфильм:

1965 — Почетный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия);
1966 — Первая премия по разделу мультипликационных фильмов на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве;
1966 — Приз «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале анимационных фильмов в Мамайе (Румыния);
1967 — Поощрительный диплом на II Международном кинофестивале фильмов для детей в Тегеране

История создания Каникулы Бонифация мультфильм

Работа над мультфильмом Каникулы Бонифация началась с того, что в руки Федора Хитрука случайно попало несколько страниц машинописного текста сказки Милоша Мацоурека. Внимание режиссера, который, закончив работу над «Топтыжкой», искал тему для нового фильма, привлекла фраза: «Подумать только, — удивился директор цирка, — я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!»

Что-то меня задело в этом трогательном рассказе о льве, который вынужден был изображать свирепого хищника… Я не знаю, что именно, но было в этой истории что-то такое, что вдруг захватило меня, вызвало сильный отклик в моей структуре

Федор Хитрук

Сценарий, написанный Федором Хитруком на этом материале, концептуально изменил историю, рассказанную чешским писателем. Короткая, немного грустная сказка для детей младшего и среднего школьного возраста о цирковом льве, приехавшем домой на каникулы и вместо отдыха неустанно дающем представления для своих «маленьких, потешных племянников», в советском мультфильме Каникулы Бонифация преобразовалась в достаточно философичный сюжет о силе Доброты и доброте Силы, удачно сочетающий при этом мягкий юмор с лиризмом. Этому во многом способствовало художественное решение Сергея Алимова, которого после выхода мультфильма Каникулы Бонифация стали называть «папа Бонифация». Внешне простой пластический образ главного героя в многолетней режиссерской практике Федора Хитрука был одним из самых сложных. Элегантный, в достаточной степени антропоморфный лев хорошо смотрелся в профиль, но структура его «лица» не позволяла ему улыбаться, что осложняло воплощение заданного характера. Достаточно трудоемким процессом оказалось создание пушистой гривы Бонифация, над «укладкой» которой по эскизам Сергея Алимова работала специальная группа художников, обрабатывая ее специальными тампонами. Антропоморфность пластики обаятельного льва, обусловленную ощущением этого образа создателями фильма, Сергей Алимов пояснил так: «…эта картина о добре, о любви, о самопожертвовании — о советском. И Бонифаций — это человеческий характер, это коммунистическая идея, он живет для общества»

Федор Хитрук считал мультфильм Каникулы Бонифация в некоторой степени автобиографичным, а образ льва Бонифация — таким, что воплотил наибольшее количество его личных черт

Кстати, Бонифаций — это тоже я. Не Федор Хитрук, а художник вообще. После каждого фильма я проклинаю кинематограф в целом и свою профессию в частности: «Никогда в жизни! Пропади оно все пропадом!…» Но случается, что сидишь в кинотеатре, показываешь советским детям мультики и снова возникает желание работать. Когда я вижу счастливые лица детей, которые смотрят мои мультипликационные фильмы, то я чувствую себя необычайно отдохнувшим!

Федор Хитрук

Для записи заразительного детского смеха, звучащего в Каникулы Бонифация, на студию приглашались дети. В просмотровом зале им показывали кино без звука, советские дети смеялись. Их смех, записанный на пленку, вошел в фильм и стал смехом маленьких темнокожих зрителей Бонифация

Именно с мультфильма Каникулы Бонифация сценарист и режиссер Федор Хитрук начинает применять свою новую схему разработки режиссерского сценария, вычерчивая на большом бумажном листе с посекундной разметкой график тайминга — расчета движения во времени и пространстве и расчета настроения, который он называл «кардиограммой фильма». Цветными карандашами намечалась аттрактивность (эмоциональный посыл) отдельных эпизодов («аттракционов»)

Работавший около двух месяцев в съемочной группе Каникулы Бонифация Юрий Норштейн (им сделана сцена, в которой лев, плывя на корабле, мечтает об отдыхе и золотой рыбке), считая фильм «совершенством гармонии, шедевром звукоритма, словоритма и музыко-словесного и пластического единства», говорил о его ритмическом решении: «Колоссальное впечатление от «Бонифация» — я увидел, что такое работа над ритмом фильма. По сию пору для меня этот фильм — образец идеально построенного соотношения авторского текста и движения персонажа»

По мнению Юрия Норштейна, которого Федор Хитрук считал наиболее точным последователем его направления в мультипликации, Каникулы Бонифация мультфильм можно отнести к одному из эталонных фильмов среди тех, что были сняты на Союзмультфильм

Изобразительный ряд фильма, действие которого происходит в Африке, решен в стиле, напоминающем наскальную живопись и приближающемся к жанру африканской ковер-аппликации

Действие мультфильма Каникулы Бонифация развиваются в условном мире, где африканский пейзаж представлен экзотическим сочетанием песков, воды и тропических растений. Пейзажу придана нарочитая декоративность, заметно стремление художника к четкости контуров и геометрической правильности растительного орнамента, что придает ему традиционную африканскую нарядность и подчеркивает общую условность композиции.

Выражение ярко индивидуальных образов, наделенных некоторой гиперболичностью отдельных личностных качеств, посредством пластики, позволяющей почувствовать эмоциональное состояние героев без логической оценки их действий, также сближает стиль художественного решения фильма с африканским искусством

Хотя весь Каникулы Бонифация мультфильм выполнен в традиционном для мультипликации стиле контурного рисунка, для художественного воплощения главного героя было сделано исключение. Чтобы придать образу артистичного льва особую теплоту, его грива для достижения эффекта «пушистости» была выполнена в технике бесконтурного рисунка, что потребовало кропотливой ручной работы, которая сделала каждый рисунок фильма уникальным. Этот же прием был применен Сергеем Алимовым в работе над «Топтыжкой»

Каникулы Бонифация мультфильм завершается финальной фразой, которая была придумана редактором Раисой Фричинской: «Корабль уплывал все дальше, а Бонифаций думал: Какая замечательная вещь — каникулы!»

Этот лев «вкалывал» в Африке 24 часа в день, и вдруг в конце заявляет: «Какая замечательная вещь — каникулы!». Он считает, что хорошо отдохнул, понимаете? И в этом есть большая правда! В этом воспитание нового человека — ЧЕЛОВЕКА коммунистического общества!

Вперед в СССР

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: