Киевский метрополитен открыт в СССР 6 ноября 1960 года
Киевский метрополитен — скоростная внеуличная транспортная система метрополитена в Киеве, Украина. Киевское метро стало третьим по счету в СССР после Московского и Ленинградского. В 1981 году метрополитен получил орден Трудового Красного Знамени.
9 июля 1936 года Президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». За этот проект молодой инженер был награжден премией размером в 1000 рублей. По Киеву пошли слухи о том, что в городе в скором времени будет построен метрополитен; это привело к тому, что в Киев стали поступать письма от специалистов горно-шахтного дела с предложениями оказать свою помощь при проектировке и строительстве. Киевский Горсовет некоторое время отвечал не в пользу метро, но в 1938 году начались предварительные работы, которые прекратились с началом Великой Отечественной войны.
После серьезного разрушения города Киев во время Великой Отечественной войны была начата масштабная реконструкция города, которая финансировалась из союзного бюджета. В эти планы входило и строительство метрополитена. 22 февраля 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о строительстве метрополитена в городе Киев. Уже к июлю 1945 года были определены три главных направления, по которым планировалось строить линии метро: Святошино — Бровары, Куреневка — Сталинка, Сырец — Печерск.
В то время планировалось, что к 1950 году в Киеве откроется первая очередь метро — две линии общей длиной 30,5 км, которые пересекаясь, соединят Святошино с Дарницей, Демиевку с Подолом. Однако реальные работы по сооружению метрополитена были начаты в 1949 году. 14 апреля 1949 года приказом № 297/ЦЗ Министерства путей сообщения СССР создано управление по строительству метрополитена — Киевметрострой. Начальником управления был назначен Филипп Иванович Кузьмин.
В августе 1949 года была создана проектная группа, реорганизованная в 1950 году в Киевметропроект. 23 февраля 1960 года появилась инициативная группа специалистов во главе с начальником Киевского Метрополитена Николаем Константиновичем Орловым для проведения работ по подготовке пуска и приема в эксплуатацию первого участка длиною 5,2 км с пятью станциями от станции Вокзальная до станции Днепр. Эти пять станций, которые располагались на первом пусковом участке Киевского метро, сейчас являются центральной частью Святошинско-Броварской линии, пролегающей с запада на восток Киева.
В 1965 году по построенному мосту Метро линия пересекла Днепр и пошла на восток города через строящиеся жилые массивы на левом берегу реки. В 1977 году Киевскому метрополитену было присвоено имя Владимира Ленина.
С 1 апреля по 30 сентября 1987 года, на завершающем этапе строительства промежуточной станции Ленинская, при состыковке новых тоннелей со старыми, линия оказалась временно разорвана. Поезда ходили от Пионерской до Крещатика с одной стороны, и от Вокзальной до Святошино с другой. Между станциями Вокзальная и Университет ходило два поезда-челнока. Транспортное сообщение взамен закрытого участка линии метро легло на наземный транспорт: были открыты временные маршруты троллейбуса № 32 Лавра — Железнодорожный вокзал, автобуса № 73 Площадь Ленинского комсомола — Железнодорожный вокзал и № 74 Пушкинская улица — станция метро Политехнический институт. В 1979 году Киевскому метрополитену были присвоены звания Предприятие высокой культуры производства и Образцовое предприятие Киева.
В начале 1970-х годов началось строительство второй линии. В 1976 году был открыт первый участок с тремя станциями: Площадь Калинина, Почтовая площадь и Красная площадь. Линия постепенно продлевалась и к началу 1980-х она достигла Оболони — наиболее крупного в то время жилого района на севере Киева. Одновременно продолжалось и строительство на юго-западе, где в 1981 и 1984 годах также были открыты новые станции.
Строительство третьей линии было начато в 1981 году, однако первый участок был открыт лишь 31 декабря 1989 года. Он состоял из трех станций: Золотые ворота, Дворец спорта, Мечникова, и находился в центральной части Киева. К 1992 году линия достигла левого берега Днепра, и через Южный мост соединила жилые районы Осокорки, Позняки и Харьковский массив, к которым она протянулась в 1994 году. С середины 1990 годов был построен участок в северо-западном направлении крупного жилого массива Сырец, станции на этом участке были открыты в 1996, 2000 и 2004 годах.
Сегодня Киевское метро имеет три действующие линии с 52 станциями, эксплуатационная длина путей составляет 67,6 км. В Киевском метрополитене имеется три подземных пересадочных узла в центре города.