Первый трехзальный кинотеатр Москва в СССР открылся в Ленинграде 21 апреля 1939 года
Кинотеатр, получивший название Москва, расположился на Старопетергофском проспекте города Ленинград. Также известен факт, что при строительстве кинотеатра была снесена церковь Святой Екатерины работы архитектора Константина Тона.
Проектировать кинотеатр Москва поручили архитектору Лазарю Хидекелю, которому тогда едва исполнилось 30 лет. Общая площадь здания составила более двух тысяч квадратных метров, широкие лестничные марши и большие холлы призваны были поддерживать ощущение простора и монументальности.
Многофигурную горельефную композицию на тему Советское массовое искусство на главном фасаде кинотеатра выполнил скульптор Игорь Крестовский. Рассматривать это произведение можно долго: вот художники и скульпторы рисуют танцующих балерин, за ними — музыканты, рядом детское пение и пляски под балалайку. Нашлось на горельефе место и новым профессиям фотографа и кинооператора.
Писательница Августа Сараева-Бондарь в своей книге Силуэты времени вспоминала, что Крестовский не использовал в работе ни одной вымышленной фигуры — только реальных людей. Из книги Силуэты времени: «Так, фигура женщины-скульптора навеяна обликом Янсон-Манизер, к живописному станку подвела колоритная фигура Самохвалова, балетный сюжет продиктован тремя прелестными Аврорами из «Спящей красавицы» — Улановой, Вечесловой и Дудинской. Прекрасному голосу Преображенской посвящена композиция «У рояля». Перед зрителями как бы открывается галерея довоенных представителей ленинградского искусства… И завершают эту скульптурную повесть, кинооператор с камерой и человек с фотоаппаратом в руках. Только последнему я придал конкретные портретные черты. Это Владимир Владимирович Стрекалов-Оболенский. Работая над барельефом, я почти ежедневно встречался с ним».
Из облицованного зеленоватым мрамором вестибюля посетители по парадной лестнице поднимались в фойе второго этажа. Отсюда три двери вели в зрительные залы по 400 мест с удобными креслами и широкими проходами. Неудивительно, что к походу в кино ленинградцы готовились не менее тщательно, чем в музей – обстановка обязывала к нарядности и торжественности.
В СССР кинотеатр Москва в 1967 году решением Ленгорисполкома был взят под государственную охрану как один из лучших образцов архитектурных сооружений советского времени.
Лазарь Маркович Хидекель — советский архитектор и педагог. Лазарь Хидекель называл себя «художником-архитектором», позже добавив прозвище «фантаст» как ссылку на одну из центральных особенностей своего искусства и архитектуры: «видение Супрематических структур, плавающих в пространстве», которое впервые проявилось как космические станции землян в его работах Витебского периода УНОВИС-а в 1920-1921 годах и позже — в футуристических городах, которые он задумал в середине 1920-х годов.
Дарование Хидекеля как архитектора было признано на раннем этапе, начиная с его широко известного клуба рабочих 1926 года, который вошел в историю как первое в мире супрематическое архитектурное сооружение. По сути, начав с работы с Элем Лисицким над переходом от планарного супрематизма к трехмерному, Лазарь Хидекель стал не просто первым, а действительно единственным супрематическим архитектором. По его мнению, авангардная архитектура происходила из этой современной изобразительной системы.