Кировский завод

Завод выпустил первую партию новых трамвайных вагонов для Ленинграда 20 февраля 1927 года

Кировский завод ранее носил название Путиловский завод, Красный Путиловец. Кировский завод — одно из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий СССР.

Завод начинает свою историю еще в дореволюционной России в 1801 году. В феврале 1917 года на Путиловском заводе работало 29 тысяч рабочих. Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 3 марта, переросшая 8 марта 1917 года в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде.

Путиловский завод был национализирован 9 января 1918 года постановлением Временного рабочего и крестьянского правительства «в виду задолженности акционерного общества Путиловских заводов казне Российской республики». За председателя правительства постановление подписал Иосиф Сталин. Директором выбран завком завода токарь Антон Васильев.

Во время гражданской войны на заводе были сформированы и направлены на фронт 25 воинских единиц — полков, дивизионов, эскадронов и других отрядов. В боях приняли участие более 10 тысяч путиловцев. В 1922 году завод получил новое имя — Красный путиловец.

В 1924 году на заводе проведены испытания первого советского трактора Фордзон-Путиловец и начато его серийное производство, с 1934 года освоено производство нового трактора Универсал. До 1941 года на заводе было выпущено около 200 тысяч тракторов Фордзон-Путиловец и Универсал.

В 1938 году был назначен новый директор — Зальцман Исаак Моисеевич, который прошел с заводом всю войну, в том числе в эвакуации с октября 1941 в Челябинске; руководил заводом в Челябинске до июля 1949 года.

До Великой Отечественной войны завод Красный путиловец, кроме тракторов, выпускал паровозы и вагоны, двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, легированную и нержавеющую сталь, прокат сложных профилей, железнодорожные краны, проходческие щиты для строительства Московского метрополитена, а также боевую технику — танки Т-28 и артиллерийские орудия.

С 20 февраля 1927 года начат выпуск трамваев серии МС-2, открывших новую эру стальных трамваев, которыми завод обеспечивал не только родной город, но и другие регионы страны. Известно, что завод передал Владикавказскому трамваю вагон для запуска трамвая широкой колеи. С 1922 года начато производство деталей и механизмов для электростанций, с 1931 году освоено производство паровых турбин. В 1932 году организовано серийное танковое производство — создание танкового КБ и производство танка Т 28. В 1933 году на заводе была выпущена серия автомобилей Л 1. 17 декабря 1934 года, через 16 дней после убийства Сергея Кирова, предприятие было переименовано в Кировский завод.

В 1939 году на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск. В годы Великой отечественной войны основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и еще шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый Танкоград — крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов. В связи с этим 6 октября 1941 года Танкограду было присвоено официальное наименование Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске.

Рабочими-добровольцами Ленинградского Кировcкого завода в основном была укомплектована 8-я танковая бригада. Часть мощностей и специалистов Кировского завода, а также заготовки тяжелых танков КВ остались в Ленинграде, и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод, находившийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику, а также выпускал боеприпасы. За годы войны на территорию завода упало 4680 снарядов, 770 фугасных и зажигательных бомб, 139 человек было убито осколками бомб и снарядов, 788 получили ранения; более 2500 работников умерли от истощения.

Начиная с 1948 года, передислоцированная часть завода вернулась из Челябинска, и завод продолжил работу в городе Ленинград в полном объеме. В 1947 году было освоено производство гусеничных тракторов КТ 12, он выпускался до 1951 года. В 1951 году начато производство турбозубчатых агрегатов для надводного, позднее подводного атомного флота СССР.

В 1954 году на заводе была создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана, в 1957 году изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола Ленин, а в 1961 году — газотурбинная установка ГТУ 20 для первого советского газотурбохода Парижская коммуна. В 1957 году произведена партия антарктических вездеходов «Пингвин» для освоения Южного полюса.

Впервые в стране в 1962 году организовано производство мощных энергонасыщенных с/х тракторов Кировец. Трактор Кировец серийно начал выпускаться в СССР с 1964 года.

В послевоенные годы Кировский завод оставался базой советского танкостроения, являясь головным разработчиком и изготовителем бронетанковой и артиллерийской техники, энергонасыщенных инженерных машин двойного назначения и ряда других сложных и наукоёмких транспортных и специальных машин. Так, в 1976 году был создан танк Т 80 и ряд его модификаций. Машина принята на вооружение и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя.

В 1987 году был достигнут рекордный выпуск тракторов Кировец, не имеющий аналогов в мировой практике — произведено 23 003 трактора. Кировский завод награжден двумя орденами Ленина (1939, 1951), орденом Трудового Красного Знамени (1926), орденом Красного Знамени (1940), орденом Октябрьской Революции (1970), орденом Дружбы народов (1976), орденом Отечественной войны I степени (1985).

Рекоменндованное видео: