КМПО

Казанское моторостроительное производственное объединение — советское предприятие авиационной и машиностроительной промышленности

В 1931 году на базе завода Взрыватель для ремонта самолетов и моторов создается Воронежский завод № 16. На 1932 год завод имел объемную программу по ремонту моторов и самолетов. Однако в октябре 1931 года разрабатывается проект реконструкции завода — теперь уже для выпуска самолетов. В начале 1932 года реконструкция в основном была завершена, значительная часть инженерно-технических работников прошла переподготовку на родственных предприятиях Москвы.

В 1932 году завод собрал пять самолетов, еще пять находилось в производстве, но летные испытания выявили ряд конструктивных и технологических недоработок, поэтому Всесоюзное авиационное объединение сочло нужным ликвидировать самолетостроительный профиль завода и переориентировать его на серийное производство самолетного оборудования. За короткое время завод трижды поменял основной профиль и производственные программы.

В феврале 1934 года по приказу Главного управления авиационной промышленности Гипроавиапром разрабатывается еще один проект реконструкции — на производство моторов воздушного охлаждения М-11 конструкции. В 1939 году завод получил задание — освоить производство двигателя нового поколения первоклассного мотора ВК 105.

В 1932 году решением Совета Народных Комиссаров СССР на северной окраине Казани были заложены первые камни будущих авиастроительных заводов. Тогда началось строительство завода Казмаш.

В апреле 1935 года приказом Главного управления авиационной промышленности Гипроавиапрому было дано новое задание — спроектировать самолетное и авиамоторное производство на площадях завода имени Серго Орджоникидзе (завод № 124) и присвоить ему название Самолетно-моторный комбинат № 124-27. Но уже в следующем году встал вопрос о нецелесообразности размещения в одном корпусе самолетного и авиамоторного производств. В результате в апреле 1937 года из столицы СССР было получено разрешение развивать авиамоторный завод № 27 отдельно. В 1936-1937 годах завод занимался в основном ремонтом моторов, причем, в очень малом объеме. 21 марта 1937 года поступил приказ Наркомата авиационной промышленности, согласно которому заводу приписывалось организовать производство авиационного центробежного нагнетателя АЦН 2 и авиационного нагнетателя АН 1.

7 июня 1939 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ, согласно которому самолетно-моторный комбинат № 124/27 разделялся на два самостоятельных предприятия: завод № 27 моторного производства и завод № 124 самолетного производства. Моторное производство ориентировалось на выпуск новых изделий и запчастей к ним. В октябре 1941 года был испытан мотор, собранный полностью из деталей производства завода № 27.

С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны произошла эвакуация Воронежского завода № 16 в Казань, на территорию завода № 27. Объединение позволило сконцентрировать в одном месте научно-конструкторскую мысль, материальные и трудовые ресурсы, на новой технической основе решать сложнейшие производственные задачи, выдвинутые необходимостью военного времени. Работу объединения в военные годы можно рассматривать в четыре периода. Первый связан с техническим восстановлением объединенных заводов, второй — с организацией и развертыванием производства, третий — с подъемом его до уровня правительственного задания, четвертый — с осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции.

С 1941 по 1945 год на заводе работало поточное производство моторов ВК 105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора М 105 ПФ, мощностью 1200 лошадиных сил.

Труд казанских моторостроителей в годы ВОВ был высоко оценен правительством СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награжден орденом Ленина. За время войны коллектив завода завоевывал переходящее Красное Знамя Комитета Обороны 19 раз! Решением ВЦСПС и Министерства от 16 апреля 1946 года Красное Знамя Комитета Обороны оставлено заводу на вечное хранение.

Главным направлением послевоенного развития отечественного авиационного двигателестроения была разработка реактивных двигателей. Они положительно отличались от сложных в производстве и капризных в эксплуатации поршневых моторов. Опытный образец такого двигателя, испытанного на наземном стенде, был создан еще в военные годы.

В марте 1946 года советское правительство поручает заводу ответственное задание — освоить выпуск турбореактивного двигателя РД 20. С этой целью на заводе создается опытно-конструкторское бюро. Коллектив завода успешно справился с этой задачей — уже на первомайском параде 1947 года в небе Москвы появились самолеты, оснащенные реактивными двигателями казанского завода.

В сентябре 1948 коллектив моторостроителей получает новое задание — приступить к организации производства нового двигателя РД-500, предназначенного для самолета ЯК 23, который выпускался до 1951 года.

В послевоенный период реактивная техника развивалась гигантскими темпами – завод Казмаш пришлось в короткие сроки один за другим осваивать выпуск различных моделей двигателей. С 1953 года осваивали производство двигателя АМ-3 (РД-3М-500). Он устанавливался на самолеты Туполева самолет Ту 16 и самолет Ту 104. Начиная с 1962 года, коллектив осваивал семейство двигателей НК-8-3 и НК-8-4. С 1969 года в объединении был организован серийный выпуск двигателя НК-8-2У для самолетов ТУ 154.

Кроме основной продукции постановлением Совета Министров заводу был запланирован выпуск большого количества товаров народного потребления. С этой целью на основании приказа министра авиационной промышленности началось строительство филиала завода в Буинске. Казанское моторостроительное производственное объединение или сокращенно КМПО было образовано в 1976 году на базе двух заводов — головного и филиала (Буинского машиностроительного завода) приказом МАП № 215.

В начале 80-х годов в стране остро встал вопрос по обеспечению строящегося магистрального газопровода Уренгой Помары Ужгород газоперекачивающими агрегатами с приводом авиационного типа. Приказом МАП № 293 от 9 июля 1979 года КМПО было поручено производство газотурбинного двигателя НК 16СТ, спроектированного на базе авиационного НК 8.

Его серийное производство началось в 1982 году. Учитывая возросшую потребность газовой и химической промышленности в таких конвертированных двигателях, в 1980-1985 годы в Зеленодольске был построен второй филиал КМПО с производственной площадью 100 тысяч кв. м., которому приказом МАП № 390 от 4 августа 1983 года было присвоено название Зеленодольский машиностроительный завод.

Титанические усилия заводчан (на заводе параллельно выпускались двигатели НК-16СТ, НК-86, НК-8-2У и проводился плановый ремонт двигателей) были оценены правительством. В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники КМПО награждается Орденом Октябрьской Революции. КМПО (Казанское моторостроительное производственное объединение) — одно из крупнейших предприятий и по сей день.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: