Аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса
Колесо обозрения или чертово колесо в разговорном языке есть во многих парках развлечений и других местах отдыха. Это аттракцион, который представляет собой колесо, к ободу которого прикреплены кабинки для пассажиров.
В СССР колесо обозрения было весьма распространенный аттракцион в парках культуры и отдыха. Чертово колесо есть практически в каждом достаточно крупном городе. Как правило, во всех городах использовались стандартные колеса. Кроме «большого», в большинстве городов имелись маленькие детские колеса, известные под названием аттракцион Солнышко.
Одно из старейших колес обозрения Советского Союза было построено в 1931 году в Москве, ЦПКиО имени Горького. Колесо Обозрения — высота 14 метров. К VI Всемирному Фестивалю Молодежи и Студентов 1957 года было построено и введено в эксплуатацию новое Колесо Обозрения, высотой в 45 метров — один из самых высоких аттракционов СССР. Поэтому с того времени старый аттракцион называется Малое Колесо Обозрения. Потом оба колеса были демонтированы.
Прообразом современного колеса обозрения было приводимое в движение мускульной силой человека устройство, появившееся в XVII веке.
Первое колесо обозрения построил в 1893 году инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший. Оно было установлено на Всемирной колумбовской выставке в Чикаго. Колесо создавалось как американский ответ на башню Эйфеля в Париже. Диаметр колеса составлял 75 метров, масса — 2000 тонн. Колесо приводилось в движение двумя паровыми машинами мощностью в 1000 л. с. каждая.
К ободу колеса было прикреплено 36 кабин, размером приблизительно с автобус. В каждой кабине было 20 сидячих и 40 стоячих мест, и, таким образом, общая пассажировместимость аттракциона составляла 2160 человек. Оборот колеса занимал двадцать минут. Весившая 70 тонн ось колеса была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники. Колесо было выше самого высокого небоскреба того времени, но в четыре раза ниже Эйфелевой башни.
После закрытия выставки это колесо еще дважды переносили на другое место. Колесо было окончательно разобрано в 1904 году после того, как оно год проработало на выставке в Сент-Луисе.