
Концертный зал Чайковского СССР начинает работать в Великую Отечественную войну 2 сентября 1941 года
Концертный зал имени Чайковского расположен в Тверском районе города Москвы, на пересечении Тверской и Садовой-Триумфальной улиц. Фасад и колоннада здания является важной частью архитектурного ансамбля Триумфальной площади, созданного Дмитрием Чечулиным в 50-х годах XX века.
В начале XX века на месте концертного зала находился театр Буфф-миниатюр, затем — театр легкого жанра Зон. В 1922 году здание передали Гостеатру имени Всеволода Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли Мейерхольда: Мистерия-буфф Владимира Маяковского, Ревизор, Горе уму и другие. В 1932-м он переехал в помещение, где в настоящее время находится Драмтеатр имени Марии Ермоловой.
Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве. Проект здания театра был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым, сыном Евгения Вахтангова, и Михаилом Бархином и включал крышу-купол, стеклянный потолок и трансформируемую сцену, состоящую из двух подвижных кругов. Главной задумкой Мейерхольда было создание общего пространства сцены и зрительного зала. Однако во время строительства театра Мейерхольд был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян, а театр его имени закрыли.
Всеволод Мейерхольд и его команда архитекторов Алексей Щусев, Михаил Бархин и Сергей Вахтангов, успели к 1938 году построить основу здания — в кирпиче и бетоне. Не были проработаны только отделка и фасад. Недостроенное здание передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро Маяковская, построенная по проекту Алексея Душкина. В 1940-м архитектор Дмитрий Чечулин закончил внутреннюю отделку концертного зала, получившего имя Петра Ильича Чайковского. Итоговый вариант сохранил элементы первоначального проекта, например, эллипсообразную форму зала, но здание уменьшили вдвое.
В концертном зале сохранился конструктивизм внутреннего устройства, спроектированного Бархиным и Вахтанговым, а также внутренняя планировка — расположение зрительных мест, поднимающихся вверх в виде амфитеатра, большие проходы, связывающие фойе, зал и сцену в традициях средневекового площадного театра. Для удобства посетителей гардеробные секции были расположены на каждом этаже.
В 1950 году над сценой установили лепное изображение Герба СССР с шестнадцатью лентами — по числу республик, а через шесть лет одну ленту убрали, когда союзных республик стало пятнадцать. Впервые в СССР сделана система приточной вентиляции через каналы в спинках зрительских кресел. Свежий воздух подавался из отверстий кресел рядом с ногами зрителей со скоростью 0,2-0,3 м/сек. Были применены специальные системы, заглушающие шум вентиляторов. Кардинальные изменения затронули строение сцены: решено было отказаться от трансформера и формы эллипсисиса с двумя кругами. Остался вполне традиционный прямоугольник сцены.
К открытию зала был установлен орган немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер» (Людвигсбург, Германия), на котором в 60-е годы XIX века играл Петр Чайковский. Ранее орган стоял в петербургском церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте. В 1959 году, в связи с серьезными повреждениями при перевозке инструмента из Ленинграда в столицу СССР, этот орган был заменен.
В годы, когда шла Великая Отечественная война, зал имени Чайковского работал, несмотря на осадное положение Москвы и отсутствие отопления. На крыши театра находилась зенитная установка, а в подвале организовали бомбоубежище, куда во время воздушной тревоги спускались артисты и зрители. Осенью 1941 года на крыше зала и на станции метро Маяковская состоялись концерты для зенитчиков. За четыре года войны в зале провели более тысячи выступлений, которые посетили 2 млн зрителей.

В поствоенное время в СССР в концертном зале проходили различные культурные мероприятия и выступления: Всесоюзные конкурсы балетмейстеров и артистов балета, международные шахматные турниры, Пушкинские чтения, торжественные заседания к 800-летию Москвы, творческие вечера московских театров. В 1947 году в зале снимали комедию Первая перчатка режиссера Андрея Фролова.
В послевоенные годы в Зале имени Чайковского выступали Квартет имени Бородина, симфонический оркестр Московской филармонии во главе с Самуилом Самосудом, Московский камерный оркестр, основанный Рудольфом Баршаем. В Концертном зале в СССП выступают симфонические оркестры, творческие коллективы, ставятся опера и музыкально-драматические спектакли. Например, оперы Война и мир Прокофьева, Сорочинская ярмарка Мусоргского и другие. В зале также проходят различные фестивали.