Герой Социалистического Труда Ладо Гудиашвили родился 30 марта 1896 года
Ладо Давидович Гудиашвили — советский живописец, график и монументалист, педагог, профессор. Народный художник СССР (1972). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Руставели (1965, первое награждение). Родился 30 марта (18 марта по старому стилю) 1896 года в Тифлисе.
Ладо Гудиашвили родился в Тифлисе в 1896 году в семье железнодорожного служащего. В возрасте 14 лет поступил в художественное училище. Получив образование художнка, стал работать учителем рисования в школе.
В 1915 году в Тифлисе прошла его первая персональная выставка, немедленно сделавшая ему имя в художественных кругах Грузии. Ладо Гудиашвили вошел в круг грузинских интеллектуалов, был близок к группе поэтов-символистов «Голубые роги», организованной Паоло Яшвили. Принимал участие в археологической экспедиции, изучавшей памятники грузинской архитектуры, много копировал старинные фрески. Работал сразу как художник и график. На прошедшей в 1919 году выставке грузинского искусства было выставлено более пятидесяти его картин и акварелей.
Между 1915 и 1918 годом познакомился с творчеством Нико Пиросманишвили, оказавшим глубочайшее влияние на его собственную художественную манеру.
Понимая, что дальнейшее развитие грузинского искусства возможно только в общемировом контексте, в 1919 году вместе с художниками Давидом Какабадзе и Шалвой Кикодзе поехал в Париж, в то время фактически бывший центром мирового искусства.
Ладо Гудиашвили Париже находился в течение шесть лет, часто выставляя демунстрируя свои работы. В 1925 году во Франции вышла книга критика Мориса Реналя, целиком посвященная творчеству Ладо Гудиашвили.
Ладо Гудиашвили состоял в дружеских отношениях с известными художниками того времени: Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Морисом Утрилло, Игнасио Сулоага, Jeanne Hallen, Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой. Выставки Гудиашвили прошли не только в Париже, но и в Марселе, Лионе и Бордо, а позже в Лондоне, Риме, Брюсселе, Амстердаме, Берлине и Нью-Йорке.
Несмотря на несомненный для иностранца успех, Ладо Гудиашвили с трудом переносил жизнь вдали от Грузии и в 1925 году вернулся в Тбилиси.
В январе 1937 года Ладо Гудиашвили награжден орденом «Знак Почета».
В 1945 году Гудиашвили расписал алтарь церкви Кашвети в Тбилиси. Есть мнение, что в облике Христа он воплотил портретные черты Бидзина Авалишвили — советского скульптора, члена Союза художников СССР, заслуженого художника Грузинской ССР. За Ладо Гудиашвили в 1946 году исключили из ВКП(б) и уволили с работы из Академии художеств в Тбилиси, где он преподавал с 1926 года.
Позднее Евгений Евтушенко дал в одном из своих стихов то ли атеистическую, то ли богоборческую трактовку творчества грузинского мэтра:
Рука Ладо Гудиашвили
изобразила на стене
людей, которые грешили,
а не витали в вышине.
Он не хулитель, не насмешник,
он сам такой же теркой терт.
Он то ли Бог, а то ли грешник,
он то ли ангел, то ли черт.
Памятник Гудиашвили в Парке 9 апреля в Тбилиси. Скульптор Джуни Микатадзе
Ладо Гудиашвили также много работал в жанре книжной иллюстрации.
Его произведения еще при жизни были выставлены в музеях, включая Государственный музей искусства народов Востока в Москве и Государственный музей искусств Грузии в Тбилиси.
Творчество
Сам художник никак не оценивал свое творчество и свой стиль, предпочитая давать односложные ответы.
Творчество Ладо Гудиашвили отличается огромным разнообразием техники и жанра. Он писал гуашью, маслом, акварелью, выполнял настенные росписи, делал графические произведения и работал в смешанной технике. В его наследии имеются портреты, пейзажи, исторические картины, аллегорические, мифологические и политические произведения, эпические и лирические работы. Тем не менее, стиль его довольно легко узнаваем.
Гудиашвили редко рисовал с натуры. Это доказывается, среди прочего, относительно небольшим количеством натюрмортов среди его произведений. Большая часть городских видов относится к парижскому периоду, после чего, очевидно, художник отошел от чисто натурной живописи. Даже портреты Ладо Гудиашвили чаще всего он выполнял по памяти.
Оформление обложки книги Шота Руставели
Некоторые сюжеты постоянно присутствуют в творчестве художника. Наиболее распространенным для Гудиашвили является изображение человека (обычно женщины) и животного. В лирических произведениях животное может быть лошадью, ланью или птицей; в эпических медведем, обезьяной или сказочным чудищем. Часто в портреты включаются животные, как, например, в портрет Пиросмани художник поместил газель, а в портрет Галины Улановой — лань.
Ладо Гудиашвили был замечательным рисовальщиком и хорошо умел передавать движение. Это особенно заметно в его графических работах и книжных иллюстрациях, в том числе к поэме «Витязь в тигровой шкуре» (1934, 1939). Очень типично для художника изменение традиционной формы фигур, что придает произведениям некоторый оттенок театральности.
Цвета Гудиашвили ярки, иногда нарочито декоративны. Это противоречит традиции грузинской живописи, идущей еще от средневековья, когда в картинах преобладали темные тона. Ладо Гудиашвили был одним из первых грузинских живописцев, порвавших с этой традицией. Тем не менее, со временем художник находит другие способы подчеркнуть декоративный характер своих произведений, и в 1960-м годам цвет его картин уже не выделяется.
Мотивы творчества художника почти исключительно связаны с Грузией: «Тост на рассвете», «Гулянка с друзьями. Чай и хаши», «Кристина». В частности, он написал портреты грузинских писателей и художников, включая Николоза Бараташвили и Нико Пиросмани. Во время Великой Отечественной войны возникают мифологические мотивы, отдаленно напоминающие «Капричос» Франсиско Гойи.
Награды и звания Ладо Гудиашвили
Герой Социалистического Труда (19.11.1976);
3 ордена Ленина (02.04.1966; 02.07.1971; 19.11.1976);
орден Трудового Красного Знамени (17.04.1958);
орден «Знак Почета» (14.01.1937);
Народный художник СССР (1972).
В Тбилиси открыт дом-музей Ладо Гудиашвили, его именем названа площадь в Тбилиси. В фильме «Пиросмани» роль Ладо Гудиашвили исполнил Амир Какабадзе.
Ладо Гудиашвили умер 20 июля 1980 года в возрасте 84 лет. Похоронен на горе Мтацминде.
Труд — Валерий Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда
Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»
Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР
Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении
если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее