Ленинградский метрополитен

Ленинградский метрополитен открылся 15 ноября 1955 года

Ленинградский метрополитен — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина — система линий метрополитена в городе Ленинград.

История его создания уходит своими корнями в ХIХ столетие. С 1820 года разрабатывалось множество проектов строительства внеуличной железной дороги в северной столице Российской империи, но ни одному из них не суждено было реализоваться. После Великой Октябрьской социалистической революции столицей страны стала Москва, и поэтому сооружение метрополитена рассматривалось в первую очередь применительно к ней.

Вопрос о проектировании современного подземного метрополитена в городе Ленинград был поставлен в 1938 году. В 1939 году в городе была образована Дирекция строительства HКПС-5. Позднее на ее основе был создан Ленинградский филиал института Метрогипротранс, который впоследствии в 1946 году был преобразован в самостоятельную проектную организацию.

В 1941 году было принято постановление о строительстве первой очереди метрополитена в городе Ленинград длиной 19,1 км с 12 станциями со сроком окончания работ в IV квартале 1942 года. К апрелю 1941 года были заложены все необходимые шахты, но строительство метрополитена было прервано сразу после начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Пройденные стволы и выработки пришлось затопить, спасая от обрушений.

В 1946 году строительство метрополитена в городе Ленинград было возобновлено. Так как шахты серьезно пострадали во время обстрелов и бомбардировок, часть из них была ликвидирована, а трасса претерпела некоторые изменения.

Трасса первой очереди была поделена на два участка. Первый должен был связать площадь Восстания (Знаменскую) с Нарвской заставой, а второй продолжить эту линию на Выборгскую сторону до Финляндского вокзала. Первая городская подземная магистраль должна была соединить ряд важных участков города, в том числе четыре вокзала — Московский, Витебский, Балтийский и Варшавский. В дальнейшем к ним должен был подключиться и пятый ленинградский вокзал (последний из существовавших тогда вокзалов) — Финляндский.

Первый участок длиной 10,8 км соединял центр города с историческим районом Автово. Строительство велось в сложных геологических условиях. Подземная железная дорога должна была пройти в болотистых грунтах дельты реки Hевы, поэтому ее стали строить на больших глубинах — в толще кембрийских глин (50-100 м). Подземные воды и жидкие грунты создавали непрерывные препятствия на пути проходчиков. Чтобы избежать затопления горных выработок, применялись искусственное замораживание грунтов и сжатый воздух — кессонный способ работ.

Hа первом участке Ленинградского метрополитена было сооружено восемь станций — Площадь Восстания (у Московского вокзала), Владимирская (на Владимирской площади), Пушкинская (у Витебского вокзала), Технологический институт (в начале Загородного проспекта у ЛТИ им. Ленсовета), Балтийская (у Балтийского вокзала), Нарвская (у Нарвских ворот), Кировский завод (у Кировского завода) и Автово (в начале Петергофского шоссе). За станцией Автово планировалось строительство электродепо.

Станции первого участка были построены в характерном для эпохи монументально-помпезном стиле. Каждая станция посвящена различным этапам борьбы советского народа за построение коммунизма. В архитектуре станции Площадь Восстания воплощена тема Октябрьской революции: на бронзовых барельефных медальонах изображены Ленин на броневике у Финляндского вокзала, Ленин в Разливе, штурм Зимнего дворца.

Станция Владимирская посвящена росту благосостояния советского народа. Ее украсило огромное мозаичное панно Изобилие. Станция Пушкинская посвящена поэту Александру Пушкину. Развитию советской науки посвящена станция Технологический институт. Стены станции украшены бронзовыми барельефами с изображениями Ломоносова, Попова, Тимирязева, Павлова и других деятелей науки. Станция Балтийская посвящена истории Балтийского флота. Свод станции изображен в форме надутого ветром паруса, облицовка стен серо-голубым мрамором напоминает цвет моря, на стенах размещены барельефные медальоны — портреты русских флотоводцев.

Станция Кировский завод посвящена мощи советской индустрии, о чем свидетельствуют монументальность архитектуры и тематические барельефы. Тема станции Нарвская — мирный труд советского народа — отображена в горельефах, установленных в подземном зале. Художественное оформление станции Автово посвящено обороне Ленинграда. На мозаичном панно Победа в торце станции изображена женщина с младенцем, символизирующая мир. Станция расположена в районе, где в годы войны пролегал передний край ленинградской обороны. Все станции, кроме Автово, имеют эскалаторы.

На оформление станций пошло около 22 тысяч кв м мрамора и 10 тысяч кв м гранита различных пород и расцветок. Их освещает около 700 светильников, торшеров, бра и люстр, изготовленных из бронзы, хрусталя, художественного стекла. В сооружении Ленинградского метрополитена участвовало свыше 300 предприятий, изготовлявших сложное оборудование, механизмы, приборы, присылавшие строительные и отделочные материалы.

8 октября 1955 года по первой линии Ленинградского метрополитена прошел пробный поезд, а 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди метрополитена. Торжественное открытие метро запланировали на 15 ноября, а в оставшиеся дни власти решили превратить метро в музей. Ленинградцам через организации и образовательные учреждения раздавались пригласительные билеты на посещение подземных дворцов. За эти дни заветными билетами воспользовалось 400 тысяч человек.

Торжественное открытие Ленинградского метрополитена состоялось 15 ноября 1955 года. В полдень на станции Площадь Восстания прошел торжественный митинг, была перерезана красная ленточка, и было открыто регулярное движение поездов по маршруту Площадь Восстания — Автово.

За подвиг и трудовую доблесть, в связи с пуском первой очереди Ленинградского метрополитена в общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства. Все станции в то время имели по одному выходу на поверхность, а в курсировавших между ними поездах было всего по четыре вагона.

Спустя три года на этой линии были сооружены еще две станции. В результате, удобную и быструю транспортную связь с центром города получили Кировский район и Выборгская сторона; метрополитен соединил друг с другом все пять вокзалов Ленинграда. В последующие годы Ленинградское метро развивается и растет. Общая протяженность путей составляет 112,5 км. Ленинградское метро является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: