Подводная лодка Ленинский комсомол всплыла около Северного полюса 17 июля 1962 года
Ленинский комсомол, первоначально подводная лодка К 3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная подводная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А.
Название Ленинский комсомол подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки М 106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почетное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую.
Работа началась по постановлению Совмина СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Главный конструктор Владимир Перегудов. Руководитель работ с 1953 года — Сергей Базилевский.
Проект сильно отличался от предыдущих подлодок не только обводами корпуса и энергетической установкой. Первоначальный проект включал ряд сомнительных решений: лодка не несла полноценного оборонительного вооружения, не имела швартовых приспособлений (для маневров на базе предполагался специальный буксир), не имела якорей и аварийных дизель-генераторов.
Экипаж готовили и тренировали заранее, часть офицеров была привлечена на стадии проекта, что позволило качественно улучшить эргономику рабочих мест и условия жизни экипажа, устраняя наиболее вопиющие изъяны на специально построенных деревянных макетах.
Впоследствии качественный подбор и тренировка экипажа на специально построенных стендах (в том числе и стенде атомной силовой установки на учебной базе в Обнинске) помогли начать службу лодки.
Лодка была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402, заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Леонид Осипенко.
Реакторы были пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 августа 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ СССР) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск. В октябре 1959 года перешла в Западную Лицу для освоения пункта базирования.
В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории ВМФ СССР она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР.
После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Никита Хрущев и министр обороны Родион Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу Александру Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Льву Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Рюрику Тимофееву присвоено звание Герой Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
За 50 лет атомной подводной лодкой К 3 Ленинский комсомол командовали 11 командиров. Леонид Осипенко и Лев Жильцов стали контр-адмиралами и Героями Советского Союза, Анатолий Жуков — начальником штаба 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, а Олег Бурцев — вице-адмиралом. За годы службы корабля 10 членов экипажа удостоены звания Героев Советского Союза, 13 стали кавалерами Ордена Ленина, 60 были награждены Орденом Красной Звезды.